3D-кино: перспективы и текущее положение дел
Раздел:
Hardware /
Другие устройства
@
17.11.2010 |
Ключевые слова: кино 3d
Автор: Тим Скоренко
Источник: Ferra.ru
К концу 2010 года накал страстей достиг высшей точки: громкая премьера триллера «Пираньи» прошла только в 3D, и двухмерная версия вообще не появлялась в кинотеатрах в течение первой недели показа… В маркетинговых целях даже оригинальное английское название Piranha заменили на «Пираньи 3D» и слоганом фильма выбрали «Этим летом 3D покажет свои зубки».
С одной стороны, это прекрасно: кино становится более реалистичным, более эффектным и привлекает больше зрителей. С другой стороны, такой маркетинговый подход для России пока что кажется преждевременным. Во-первых, в стране явно не хватает 3D-кинотеатров (и в особенности – 3D-кинотеатров соответствующего уровня). Во-вторых, не очень широкое распространение и высокая цена на телевизоры с поддержкой стереоэффекта лишает кинопрокатчиков заметной доли прибыли от выхода фильма на DVD. Поэтому полноценный переход на трёхмерное кино случится ещё нескоро. Или всё-таки скоро?
Немного о технике
В принципе, 3D-кино можно посмотреть в любом кинотеатре, где выдаются специальные очки-анаглифы. Устроены они простейшим образом: вместо стёкол использованы синий и красный светофильтры для правого и левого глаза соответственно.
Каждый светофильтр отсекает «свою» часть спектра, и в глаза поступают разные изображения, формирующие стереокартинку. Такой метод в первую очередь прост и необыкновенно дёшев. Только вот 3D-кино получается при его использовании неполноценным. Его недостатки легко охарактеризовать:
1. Искажение цветов. Чтобы фильтры работали правильно, на экран подаётся картинка с заведомо искажёнными цветами, которые «исправляются» фильтрами. К сожалению, исправляются не до конца;
2. Затемнение. Большинство очков-анаглифов, предлагаемых в российских кинотеатров, имеют помимо фильтрующего лёгкий затемняющий эффект, и даже яркий фильм выглядит тусклым. Особенно заметно это было в мультфильме «Рождественская история» и в «Алисе» Тима Бёртона;
3. Невысокий уровень объёмности. И в самом деле, порой картинка, видимая через анаглифы, почти не отличается от обычной плоской;
4. Искажение геометрических форм и размеров объёмных элементов изображения.
В общем, недостатков – тьма тьмущая. В принципе, поляризационные очки, о которых пойдёт речь ниже, имеют точно такие же недостатки, за исключением того, что они не искажают цветопередачу. А затемнение и изменение пропорций присущи им в той же мере, что и анаглифам.
Но, опять же, даже такое 3D пользуется широчайшим спросом и имеет успех. Связано это в первую очередь с тем, что полноценных 3D-кинотеатров, работающих по технологии IMAX, на весь мир насчитывается около 450 штук (причём большинство – в США, Канаде и Японии). В России на сегодняшний день всего шесть IMAX-кинотеатров – это песчинка в пустыне для 140-миллионной страны.
Что же такое IMAX, и чем подобные кинотеатры отличаются от привычных нам с советских времён стереосеансов в обычных кинозалах? Как нетрудно догадаться, аббревиатура IMAX происходит от английского Image Maximum, «максимальное изображение». В первую очередь такие кинотеатры характеризуются огромным экраном (стандарты – 22х16 или 24х18 метров), который имеет форму, «окружающую» зрителя. Даже без 3D-эффекта человек ощущает глубокое погружение в киномир; таким образом, IMAX-кинотеатры способны гораздо лучше отражать объём, создаваемый при помощи тех же анаглифических очков.
Второй момент – необыкновенно высокая чёткость изображения. Этого добиваются в том числе размерами плёнки, на которую снимается кино. Если традиционная 65-миллиметровая плёнка имеет размеры 48,5 на 22,1 мм, то плёнка формата IMAX гораздо больше – 69,6 на 48,5 мм. В кинотеатрах IMAX учитывается всё – положение зрителя относительно экрана (есть строгие нормы на количество рядов, их подъём друг относительно друга, угол наклона сидений), качество звука (шестиканальный звук без компрессии, синхронизируемый по тайм-коду, нанесённому на плёнку) и так далее.
Но перейдём, собственно, к 3D. Для создания иллюзии трёхмерного изображения специалисты IMAX используют камеру с двумя объективами, отдельно снимающими изображение для левого и правого глаза. Расстояние между объективами – 64 миллиметра, что соответствует среднему расстоянию между человеческими глазами. Недостаток у камеры, пожалуй, лишь один – чрезмерные размеры и вес (более 100 килограмм), что не мешает снимать художественное кино, но затрудняет создание документального. В кинотеатре проецирование стереоизображения осуществляется двумя синхронизированными проекторами IMAX или одним IMAX 3D. Надо сказать, что и проекторы, установленные в IMAX-кинотеатрах, весят порядка полутора тонн.
Для демонстрации фильма в объёме в такой проектор «загружается» сразу две плёнки; верхняя плёнка движется против часовой стрелки, нижняя – по часовой; направление хода – горизонтальное. Важнейшую роль играет правильная корректировка и синхронизация плёнок.
В кинотеатрах IMAX иллюзия трёхмерности создаётся двумя способами. Первый – поляризованное изображение. Картинка для правого и левого глаз имеют разную линейную поляризацию (в вертикальной или горизонтальной плоскости); специальные очки с поляризованными по-разному линзами пропускают к каждому глазу только предназначенную для него часть изображения.
Второй вариант – это активные очки со шторками. Изображение подаётся на экран с частотой 48 кадров в секунду (в два раза больше, чем нужно для обычного кинофильма), а синхронизированные шторки на очках прикрывают поочерёдно то левый, то правый глаз, пропуская только необходимую часть кадров.
Некоторые фильмы, снятые в традиционном RealD 3D для обычных кинотеатров, тоже демонстрируются в IMAX 3D, например, тот же «Аватар» или «Игрушечная история 3: большой побег». Иногда для IMAX преобразовываются обычные фильмы, снятые изначально на 35-миллиметровую плёнку. Это делается с помощью технологии DMR (Digital Remastering), повышающей чёткость и резкость изображения, и перезаписывающей итоговую картинку на 70-миллиметровку.
Кстати, первый показ стереофильма, снятого по технологии IMAX, прошёл в Осаке в 1970 году. Это был «Тигрёнок» (Tiger Child) канадского режиссёра Дональда Бриттейна, продемонстрированный на Всемирной выставке «Экспо-70». Годом позже в Торонто (Канада) открылся первый в мире IMAX-кинотеатр «Киносфера», а в 1986 году в Ванкувере открылся первый кинотеатр IMAX 3D.
И ещё одно: в 2010 году компания IMAX заявила о желании запустить своё собственное 3D-телевидение в формате IMAX и даже презентовала специальную IMAX 3D камеру для этих целей. Правда, больше никаких подвижек в этом проекте не наблюдалось.
История и разновидности стереоизображения
Надо сказать, что анаглифический метод получения стереоизображения был предложен ещё в 1858 году, когда никакого кино и в помине не было; в кинопромышленности его впервые применили в 1920-х годах. Но первым стал не он: в 1922 году молодой изобретатель Лоуренс Хэммонд из Дедройта сконструировал устройство, представлявшее собой нечто вроде активных очков. Зрители смотрели на экран через специальные приборы (очками это назвать сложно, их нужно было держать в руках, и весили они немало), а на экране демонстрировалась картинка с частотой 48 кадров в секунду. Система, получившая название Teleview, намного опередила своё время, и после нескольких демонстраций потеряла популярность ввиду сложности и несовершенства конструкции. Гения Хэммонда это, конечно, не отменяет, ведь именно он первым показал на экране 3D-фильм.
Анаглифический метод впервые применили всё в том же 1922 году, на полгода позже Хэммонда. 27 сентября в отеле «Амбассадор» в Лос-Анжелесе продемонстрировали фильм «Сила любви» (The Power of Love) режиссёров Ната Деверича и Гарри Фэйролла. Немой получасовой фильм был снят камерой, разработанной Фэйроллом и изобретателем Робертом Элдером, и совершенно не пострадал от искажения цветов ввиду чёрно-белой гаммы. Сегодня анаглифический метод применяется повсеместно, но постепенно вытесняется поляризационным или методов активных очков: всё-таки цветные фильмы заметно теряют от использования синих и красных светофильтров.
Поляризационную систему в кино впервые применил Эдвин Ланг, основатель империи «Полароид», в 1936 году. Надо сказать, что 3D-бум 1950-х годов, когда к объёмному кинематографу обращались известнейшие режиссёры и каждый третий фильм в США снимался в стерео, базировался именно на поляризационном методе. Кинематографисты неожиданно (с опозданием на 15 лет, связанным в частности, со II мировой войной) обнаружили, что он не искажает цвета, и все как один отказались от более привычных очков-анаглифов. В принципе, это было естественной эволюцией, поскольку именно в 1940-е годы произошёл окончательный переход от чёрно-белого кино (для которого цветопередача не играла роли) к цветному кинематографу.
Помимо трёх основных упомянутых методов (анаглифического, поляризационного и затворного) существует ещё несколько способов получить трёхмерное изображение на экране. Должного распространения они не получили по различным причинам. Во-первых, это Dolby 3D – технология интерференционных фильтров. В проектор кинотеатра, работающего по этой технологии, встроен специальный диск-фильтр, который на каждом кадре фильма проворачивается трижды (4320 раз в минуту), и за каждый оборот «отфильтровывает» одну часть спектра – красную, зелёную или синюю. Пассивные поляризационные очки отфильтровывают определённые виды волн для каждого глаза, и зритель видит стереоизображение. Такой метод является «гибридом» анаглифического и поляризационного.
В 1990-е годы в телефильмах пытались применять так называемый эффект Пульфриха, основанный не на высокой технологии, а на особенностях зрительного восприятия. Дело в том, что боковое движение объекта может быть при определённой разнице между глазами воспринято как имеющее компоненту глубины.
В классическом опыте один глаз испытуемого прикрывают тёмным фильтром, а затем перед ним включают качающийся маятник. Испытуемому кажется, что маятник приближается к нему, когда идёт вправо, и отдаляется, когда идёт влево. Это сугубо психофизическое явление, основанное на разнице восприятия между глазами. Очки 3D Pulfrich так и не получили распространения ввиду слабой выраженности объёма.
Наконец, существует технология ChromaDepth. В очках, сделанные по такой технологии, на линзы нанесено голографическое изображение призмоподобного объекта; дифракция света через такую линзу происходит по особым законам. Рассматривая через подобные очки фигуры определённых цветов и форм, можно почувствовать их объём.
Сложности, связанные с подвижным изображением, позволяют использовать методику только для рисованных иллюстраций – комиксов или обучающих книг. Попытки применения ChromaDepth в кино не привели к успеху.
О безочковых системах для демонстрации 3D-кинофильмов пока что говорить рано. В принципе, Toshiba уже заявила о появлении в продаже безочковых 3D-телевизоров, но для кино такие технологии пока недоступны. На самом деле, технологий много больше. Одни только пятидесятые породили целый ряд разработок, от которых на сегодняшний день остались одни названия (Naturama, Stereovision, Spacevision, Marx Depix, Optimax, Arrivision и другие).
К слову, первым советским фильмом в 3D стал «Выходной день в Москве» (1940, режиссёр Александр Птушко), при демонстрации которого использовались поляризационные очки.
Новая эра
3D-кинематограф пережил несколько «бумов» и условно делится на «Золотую эру» (1952-1955, в основном, поляризационный метод), пассивный период (1960-1984, в основном, анаглифический метод), возрождение 3D-кино (1986-2003, IMAX) и «Новую эру». Новая эра началась в 2003 году с премьеры фильма «Дети шпионов 3D: конец игры». В течение следующих нескольких лет кинематограф «раскачивался»: в год выходило две-три громких премьеры в 3D. В 2009 году таких премьер было уже 12, в 2010 – 24, а на 2011 год заявлена 31 мировая премьера в объёме. За границей анаглифическая система уже почти не используется: борьбу за первенство ведут затворная и поляризационная.
Основной проблемой стереокино остаётся необходимость использования бинокулярного зрения. Если закрыть один глаз, эффект сразу же пропадает. В жизни же, если мы прикроем один глаз, предметы всё равно останутся объёмными, не так ли? А на экране объекты часто выглядят такими же плоскими, как в и 2D, только расположенными в разных плоскостях, друг за другом. Режиссёр и оператор навязывают зрителю свою точку зрения, выделяя объёмом важнейшие объекты на экране, в то время как дальние объекты остаются размытыми и далеко не трёхмерными. Попытайтесь во время 3D-фильма сфокусироваться на объекте заднего плана – он или будет размыт, или останется плоским. Настоящий расцвет 3D-технологий произойдёт лишь тогда, когда картинка будет полноценно трёхмерной. То есть пересев на соседнее кресло, зритель сможет рассмотреть объект на экране с другой стороны. Причём это может быть объект, находящийся на самом дальнем от зрителя плане. Возможно, путь к этому – голографическое кино и телевидение.
У 3D-кино есть и ещё одна опасность. Многие фильмы, «заточенные» под стереодемонстрацию, серьёзно теряют в зрелищности при показе в 2D. Особенно возмущались ценители кино, как ни странно, «Аватаром». Трейлеры, показанные предварительно в 2D, вызывали ощущение чрезмерной «мультяшности» и подвергались активной критике. Правда, появление самого фильма в стерео сняло все вопросы раз и навсегда.
Каковы перспективы 3D-кинематографа? Они огромны. Когда сети кинотеатров IMAX станет достаточной для покрытия нужд всех киноманов мира; когда анаглифы окончательно отойдут в прошлое; когда картинка перестанет быть набором плоских элементов, расположенных на разной «глубине» кадра; когда технологии позволят удешевить производство и демонстрацию объёмных фильмов – очень много «когда». Пока что мы находимся в самом начале пути 3D-кино. Лет через десять посмотрим, куда заведёт нас очередной «бум». Может, он просто сойдёт на «нет», спасовав перед техническими трудностями.
А Россия… Россия пока что будет отставать, тут ничего не изменишь. Строятся новые кинотеатры, снимаются новые фильмы, но наверстать 20 лет форы, которую получили Канада, США и остальной мир вне бывшего «железного занавеса», непросто. Но наверстаем, куда деваться. Ведь важнейшим из всех искусств для нас является 3D-кино.
Вернуться в раздел:
Hardware /
Другие устройства