Русские документы
Ежедневные компьютерные новости RSS rusdoc.ru  Найти :
http://www.rusdoc.ru. Версия для печати.

Банальные шишки, актуальные для многих

Раздел: Компьютерная жизнь @ 15.08.2010 | Ключевые слова: ошибки управление персоналом учись работать руководство проектами

Автор: suregood
Источник: habrahabr

Добрый день, хотелось бы поделиться своим опытом. Я руководитель небольшого стартапа, в прошлом программист. Хотел бы рассказать о моем пути становления руководителем проекта(который продолжается конечно же), о проблемах с которыми пришлось столкнуться, ошибках, и позитивных моментах. Кому эта тема еще не набила оскомину — прошу под кат.
image

Предыстория. Начало пути.
Компания у нас небольшая, на данный момент у нас работает всего 12 человек. Не крупная, но и не мелкая. Работаю я здесь больше полутора лет, чему безумно счастлив, тут я нашел свое место, хотя статья не об этом. Всю свою карьеру я работал программистом. И тут я проработал программистом чуть меньше года, потом директор попросил встать у руля моего текущего проекта. Я конечно же безумно обрадовался, однако тут же понял, насколько это сложно. Изначально в этом проекте были только программисты, поэтому было попроще, я занимался кодом, раздавал указания и проверял код. Было не так сложно, хотя и очень непривычно. Но уже через месяц начались проблемы:
  • Всплывали баги, которые мы упустили;
  • Проявлялось неверное проектирование(Как прошлых элементов, так и тех, которые вводили мы);
  • Скорость работы незначительно, но упала, засчет многих лишних действий.

Да придет спасение.
После тщательного анализа всех действий я пришел для себя к простым правилам:
  • Не жалеть времени на тестирование;
  • После окончательного сведения мной кода, все должен проверить еще один программист;
  • При проектировке выписывать все факторы, на которые влияют нововведения, прикинуть цифры нужных показателей к которым мы придем, рисовать схемы и очень тщательно тестировать на локальном компьютере(или сети)с учетом нагрузки и внешних факторов, возможных на серверах;
  • Пытаться сделать все максимально проще и максимально простым.

Так же мы начали проводить еженедельные собрания, где должны были присутствовать все работники фирмы. Там каждый человек отчитывался о проделанной работе за недели, рассказывал о планах, а потом мы обсуждали вопросы, которые специально подготавливали к собранию. Это были идеи каких-либо нововведений, вопросы, просто интересные факты, доклады о интересных технологиях, предлагаемые проектировки проектов, обсуждения общих задач проектов. Это нам здорово помогало, во первых, всегда полезно услышать чужое мнение, взгляд со стороны здорово отрезвляет(а у нас подобрались одни оптимисты), предлагались интересные идеи, когда ты заходил в тупик, каждый знал кто чем занимается и куда двигается фирма в целом, это все нас очень объединяло.

Человек, прежде всего.
Так мы плавно подошли к вопросу о людях. Это наша самая большая проблема и самое важное достояние. Мы живем в 3-й столице России(официально уже кстати), но it фирм тут не так много, в частности в нашем направлении. Мы всегда верили в молодых, целеустремленных ребят, мы мало внимания уделяли опыту в конкретной сфере, языке и т.д. Для нас самыми главными критериями были мотивация, целеустремленность, амбиции и желание много работать. Таких людей очень сложно было найти, да и изначально мы предлагали не очень большую заработную плату, но тем не менее мы медленно, но верно двигались к формированию ядра команды. Сейчас я считаю, что мы этого добились, однако мы всегда ищем интересных людей.
Что меня очень поразило, так это люди, которые приходили к нам на собеседования. Люди окончившие очень хорошие технические университеты, с достойными дипломами, абсолютно ничего не знали, у многих напрочь отсутствовало логическое мышление, кроме того, что им давали в университетах, люди ничего не изучали(а как известно университетская программа не так часто соответствует современным реалиям). Для меня первое время это было большим шоком. Это конечно все субъективно, возможно мы в корне не правы, но мы считаем, что диплом — практически ничего не значит.
Очень много людей прошло через нас, которых мы в итоге принимали, но сталкивались с банальной ленью. Беру на себя смелость утверждать, что примерно 95% людей не готовы много работать, они приходят на работу, как на какую-то обязанность, они ни к чему не стремятся, их безумно сложно “зажечь” нашей идеей. Это конечно и наша ошибка, опыта у нас было не так много, но тем не менее, те кто есть, они прониклись идеей проекта, даже при нашем неумении мотивировать.

Упрощаем управление.
Еще одно наше полезное нововведение — это доски. Обычные доски, как в школах. Изначально на них мы писали текущие и ближайшие задачи, отмечали кто за них отвечает, какие выполняются в данный момент, что уже сделано, и что залито на сервера. Это было правильной мыслью, так очень удобно и наглядно на каком этапе мы находимся, планировать, контролировать выполнение и вовремя принимать меры, если что-то пошло не так. Однако позже мы отказались от досок в пользу онлайн система управления проектами, но это не суть, ведь это естественная эволюция. Сейчас доски мы используем на собраниях или просто по ходу работы для наглядного объяснения, построения схем и подобных задач.

Новый шаг в долгой дороге.
Вот мы и привели проект в то состояние, когда пора выходить потихоньку на рынок. Поэтому мы начали искать менеджеров по продажам. Они тоже попали ко мне в подчинение. Вот тут и началось самое сложное для меня. Я технарь до мозга костей (по крайней мере в то время — точно). Я понятия не имел, как ставить им задачи, как они должны продавать, общаться с клиентами, как оценивать их работу, как их мотивировать, что от них требовать. Самая большая проблема — что на тот момент у нас в офисе были только такие, же как и я технари. В этот момент я с головой ушел в литературу по теме продаж, управления людьми, мотивированию, постановке задач и т.д. Но самое главное, прежде чем, что-то требовать, ты должен сам знать как это делается, что в итоге должно получиться, сколько времени на это потребуется. Поэтому программист стал менеджером по продажам и общению с клиентами. Как это было непривычно! Все, что мы делали было ужасно не оптимизированно, мы совершали огромное количество ошибок. Но без этого было никак, ведь не было людей в команде, которые знали, как это нужно делать. Но я считаю, что мы справились, те шишки, которые мы набили, пусть не сразу, о пошли нам на пользу. И пусть у нас до сих пор не все идеально, однако уже понятно куда и как двигаться, какие задачи перед собой ставить.

Послесловие. Повторение — мать учения.
  • Вы должны полностью понимать чем занимаются ваши подчиненные;
  • Вы должны знать как нужно сделать то, что требуете от них;
  • Максимально делегируйте задачи на подчиненных, вы можете многое, но они должны уметь делать это лучше;
  • Во всем должна быть конкретика, даже если вам кажется, что она тут невозможна. Должны всегда присутствовать цифры, пусть даже с большой погрешностью, хотя надо стремиться снижать ее;
  • Всегда читайте литературу по работе, вы всегда найдете что-то новое. Общайтесь с коллегами из других фирм, даже из фирм-конкурентов. Не бойтесь спрашивать что-то, но и не забывайте помогать, если можете;
  • Прислушивайтесь к подчиненным;
  • Старайтесь оптимизировать и упростить каждое свое действие и действие подчиненных;
  • Хвалите и делайте выговоры, люди должны понимать, что их действия очень важны, что он играет очень важную роль в фирме, в проекте, на каждом этапе развития;
  • Тотальный контроль, вы должны быть в курсе всего, что происходит в вашем отделе, это не должно быть навязчиво, это не касается личных дел каждого. Это помогает оперативно корректировать определенные моменты и избегать впустую потраченного времени, ошибок;
  • Ставя задачу объясняйте почему это нужно сделать именно так, к чему это приведет. После объяснения переспрашивайте, пусть человек вам объяснит, как он понял. Это тоже очень помогает, часто человек может понять все по своему и это будет совсем не то, что вы пытались до него донести(особенно первое время, после приема на работу сотрудника). Однако всегда оставляйте свободу действий, если это возможно, перед этим проконтролировав, что сотрудник досконально понимает задачу и ситуацию по необходимой части проекта в целом.
  • Планировать, планировать и еще раз планировать. Не должно быть спонтанных действий, каждый шаг должен быть четким, обоснованным и определенным конечным результатом за определенное время.

Ну вот и все, спасибо за внимание, получилось достаточно сумбурно и много. Наверное для многих эта статья окажется бесполезной, но я надеюсь, что хоть кому-нибудь она пригодится. И был бы рад, если вы поделитесь своим опытом и мыслями по освещенной проблеме.


Вернуться в раздел: Компьютерная жизнь
© Copyright 1998-2012 Александр Томов. All rights reserved.