Русские документы
Ежедневные компьютерные новости RSS rusdoc.ru  Найти :
http://www.rusdoc.ru. Версия для печати.

Девятка, десятка и козырная 14-я

Раздел: Hardware / Цифровые фото и видеокамеры @ 09.12.2007 | Ключевые слова: фотокамера фотокамера sigma

Автор: Алексей Алексеев
Источник: Ferra.ru

Анонс: Их ценят и любят. Их недостатки знают, но всё делают для того, чтобы подчеркнуть достоинства. И они отвечают взаимностью и раскрываются нам навстречу. Они – это цифровые зеркальные фотокамеры Sigma.

Знакомство

В своё время, подбирая себе цифрозеркалку, лазил я в поисках информации по Интернету. Разрешение кэноновских матриц тогда было около 6 Мпикс, и на их фоне 3,5 Мпикс «Сигмы» (тогда это была еще Sigma SD9) представлялись жидковатыми – до тех пор, пока я не сравнил тестовые снимки.

Привычно открываю картинку в «Фотошопе», отсматриваю изображение по каналам. Первая неожиданность – в синем канале «Сигма» с её матрицей Foveon шумит значительно меньше, чем камеры с байеровской матрицей. Смотрим на волосы – и вновь приятный сюрприз! Видна структура отдельных локонов в причёске, а не коричневатая кашка – следствие муара на байеровской матрице. Неудивительно, что очень часто изображение с «Сигмы», интерполированное до размеров изображения другой зеркалки, продолжает превосходить его по резкости.

А понаторевшим в теории и утверждающим, что матрица Foveon не может иметь преимуществ перед современной байеровской, сразу приведу вот такой пример:

Фрагмент снимка Canon 5D
Фрагмент снимка Canon 5D, оригинал тут (трафик)
Фрагмент снимка Sigma SD10
Фрагмент снимка Sigma SD10, оригинал тут (трафик)

Обратите внимание на черепицу на крыше и на горизонтальные планки на форточке. Не правда ли, РЕАЛЬНОЕ разрешение байеровской матрицы «несколько» завышено?

Чувствовать сердцем

«Сигма»… все, кто ею пользовался, упоминают очарование снимков, будто пришедших из эпохи большого и среднего формата…

Сомнений нет – дело, конечно же, в трёхслойной уникальной матрице Foveon. Трёхслойные матрицы, построенные по такой технологии, используются на спутниках для космической съёмки. Как астрономической, так и для съёмки поверхности Земли. Правда, там используется не только видимый, но и инфракрасный диапазон – матрица Foveon к нему очень чувствительна. Кстати, для того чтобы отсечь ненужные ИК-лучи, в «сигмах» используют дополнительный фильтр, расположенный между объективом и зеркалом. Он же выполняет функцию Dust Protector – защищает матрицу от пыли. Поэтому, кстати, я не боюсь менять объективы даже в пыльной египетской пустыне. Без Dust Protector камера превращается в великолепный инструмент для инфракрасной съёмки – надо лишь закрыть объектив любым чёрным непрозрачным пластиком. Впрочем, об этом хорошо написано в недавней статье про инфракрасную съёмку.

А мы возвратимся к матрице Foveon.

Как ни крути, на один полноцветный пиксель у «Сигмы» приходятся три детектора. Подробно устройство матрицы Foveon и её отличие от байеровской матрицы описал Марин Милчев в статье «Сердце цифровой фотокамеры: ПЗС-матрица (часть четвёртая)». Вот взятая оттуда схема устройства светочувствительного элемента матрицы Foveon.

Матрица Foveon
Матрица Foveon

Повторяться не буду, но при этом замечу, что описанные недостатки схемы – такие как блюминг – присутствуют, особенно при недостатке света. Ибо для данной схемы критично время экспозиции – при длительных выдержках заряд успевает растечься. Но вот что касается динамического диапазона матрицы, особенно при хорошем освещении, то он выше всяких похвал. Происходит это за счёт того, что площадь детекторов оказывается достаточно большой, превосходящей площадь элементов байеровской матрицы с таким же количеством детекторов.

Так за что сигмоводы любят картинку «Сигмы»?

Если отвечать рационально, то:

  1. За детализацию.
  2. За цвета.
  3. За то и другое вместе.

Детализация

Вот снимок, сделанный ещё камерой Sigma SD10.

Без обработки он легко, с мельчайшими деталями может быть распечатан в формате А4. При соответствующей обработке (см. материал «Большие фотографии. Предпечатная подготовка файла») он может быть распечатан в формате А0.

Это снимок пера
А это кроп реальных размеров. Никакого дополнительного шарпинга не делалось
А это кроп реальных размеров. Никакого дополнительного шарпинга не делалось

Цвета

У «Сигмы» отличный динамический диапазон, который может быть полностью выявлен при использовании «родного» конвертера raw (у «Сигмы» он имеет расширение *.x3f). Эта программа носит название Sigma Photo Pro, сокращённо – SPP. Современная версия программы для Windows – SPP3.0, конвертер медленный и иногда глючный. А для Macintosh – 2.2. Надо сказать, что именно «Сигма» впервые применила в своём конвертере технологию fill light, ныне хорошо известную благодаря программе Adobe LightRoom. Её-то с некоторых пор я и предпочитаю использовать. Но для данного обзора все картинки сделаны в родном конвертере.

Пример фотографии

Поэтому для получения псевдо-HDR-снимка не нужно из одного Raw-файла делать три с разными значениями экспозиции, а потом сшивать их в одной программе. Всё достигается за одно действие внутри SPP.

Всё богатство белого, все оттенки чёрного или то и другое вместе

«Родными» для «Сигмы» являются текстуры и макро. Благодаря высокой чёткости и хорошим цветам, отсутствию артефактов в виде муара можно получать очень любопытные результаты.

Ржавчина. Sigma SD10
Панно на станции «Чеховская». Sigma SD14
Фрагмент кадра – щенок. Кроп в натуральную величину. Sigma SD14
Фрагмент кадра – щенок. Кроп в натуральную величину. Sigma SD14

Sigma может передавать легчайшие изменения тонов, что отлично проиллюстрируют нижеследующие примеры.

Платье невесты. Кроп в натуральную величину. Sigma SD10
Белый георгин. Sigma SD10
Тестовый снимок «Кукла в чугунке». Фрагмент, кроп в натуральную величину. Sigma SD14

Вместилище для сердца

Я далёк от мысли, что профессиональный фотограф при необходимости снимет и ведром (высказывание кого-то из классиков). Тем не менее автоматика современных зеркалок мало способствует процессу творческой фотосъёмки, всё дальше и дальше уводя потенциального фотохудожника в сооблазн репортажа. А то и просто бездумного щелканья на авось.

С этой точки зрения «Сигма», как коренная японка, обладает минимализмом самурайского меча. И, как самурайский меч, обладает яркой индивидуальностью и особенностью, которая может раскрыться как в руках мастера, так и новичка.

В «Сигме» вы не найдёте на поворотном диске выбора программ ни треугольничков за символическими облачками, отображающими пейзаж, ни стилизованных головок – портретную съёмку. Все лаконично. MSAP – и всё. Остальное – мозгами, руками а также опытом и интуицией фотографа. Нужен портрет с интересным боке – поставь апертурку поменьше и снимай.

Оптику и аксессуары для Sigma выпускает только Sigma. Действительно, для Canon или Nikon существует гораздо большее количество оптики, вспышек и прочих аксессуаров. Ведь для них множество сторонних производителей выпускают совместимую продукцию. Однако качество линз «Сигма», а в особенности с родными, сигмовскими байонетами, находится на очень высоком уровне. Есть и зумы, и праймы – от 10 мм, есть и 8 мм фишай. Есть объективы с оптической стабилизацией, разного ценового диапазона, для кропа, для полного кадра. В общем, возможностей масса. Сигмовод более ограничен в выборе, чем поклонники других систем, – но мне кажется, это плюс. Ведь фотофорумы полны обсуждений, какое «стекло» какого производителя лучше, что нужно приобретать и чего приобретать не стоит. Ярлыки «рулез» и «ацтой» сменяют друг друга со скоростью печати флудеров. Вспоминается «Обыкновенное чудо» и тамошнее «А мы бы лучше пошли, да настреляли бы дичи!». Так вот, на dpreview.com форум, посвящённый Sigma SLR, содержит наименьшее количество рассуждений о том, что лучше, и наибольшее количество фотографий. Притом фотографий хорошего качества. Сигмовод бережёт время, не размениваясь на словесную метель. Сигмовод фотографирует.

На «Сигме» 9 и 10 была ещё одна особенность – ими можно было снимать только в RAW. Отсюда минимализм настроек и в меню. Фактически достаточно было установить дату и время – и в меню можно было не лезть. Ведь даже выбор ISO осуществлялся с помощью кнопки и колёсика. В 14-й добавилась возможность съёмки в jpg, и, на мой скромный взгляд, камера от этого не сильно выиграла – разве что стала привлекательнее для ленивого новичка, который окончательный процесс формирования изображения готов отдать автоматике. Но его-то сия камера не устроит точно!

Ибо обладая минимализмом самурайского меча, «Сигма» не обладает совершенством современной огневой системы. Скажем больше. Сама рукоятка меча способна натереть хозяину руку.

Плюсоминусы

Все три «Сигмы» в своей конструкции имели какие-либо недочёты, воспринимающиеся анахронизмами в современном мире цифровых камер.

Первая из выпущенных цифровых «Сигм» базировалась на плёночной камере Sigma SA9 и являла собой забавнейшую конструкцию с двойным питанием.

То есть затвор и вся остальная автоматика камеры работали от литиевых фотобатареек, а цифровая часть – от пальчиковых аккумуляторов. В «десятке» питание было уже только от «пальчиков». А сейчас в «четырнадцатой» используются ставшие стандартом 7,2-вольтовые аккумуляторы. Кстати, NP-400 от Minolta прекрасно подходит и к SD14.

С SD9 на SD10 люди переходили в основном из-за более совершенной матрицы. Ведь в SD10 по сравнению с SD9 на матрице появились микролинзы. Это сразу же позволило поднять чувствительность матрицы до 1600 единиц в максимуме. Правда, нормальным диапазоном оставались 100-400 единиц. Уже на 800 я старался не снимать. Разрешение матрицы у SD10 осталось прежним. А вот SD14 получает матрицу нового поколения с разрешением кадра 2640х1760, которое обеспечивается почти 14 миллионами детекторов. Площадь детекторов, по непроверенным данным, осталась прежней, а лишние 3 миллиона детекторов упихали за счёт сокращения площади служебных элементов. Возможно, это и так – общее количество шумов матрицы по сравнению с предыдущей моделью уменьшилось.

Но 14-я обрела не только новую матрицу и батарейки. Увеличилась скорость срабатывания затвора и скорость съёмки. Хотя по-прежнему она не рекордная – 3 кадра в секунду в формате RAW, но подходит для большинства, в том числе и для репортажных задач. Проблемой остаётся буфер, который способен принять 6-7 raw-снимков. Поэтому снимать «пулемётом» просто не получится. Фокусировочных точек добавилось, их теперь аж целых 5 вместо одной, и автофокус заработал поувереннее. А вот чего я понять не могу – так это отсутствие беспроводного ИК-троссика, который был в SD10. Зато есть большой и яркий дисплей.

Конечно, для «Сигмы» новая 14-я – как 14-я карта в колоде, туз. Настолько сильно она отличается от предшественников в лучшую сторону. В интернет-сообществе многие профессиональные фотографы её ставят в один ряд с Canon 5D. Не буду заниматься пересказом, просто приведу ссылку – пример одновременной студийной съёмки с использованием Sigma SD14 и Canon 5D.

Там же можно скачать raw-конвертер для снимков Sigma.

Пригодна ли «Сигма» для репортажной съёмки? Да, вне всяких сомнений! По крайней мере для свадебной. «Сигма» достаточно оперативна, для того чтобы поймать не только постановочный, но и импровизационный кадр.

Репортажная съёмка

Портретная съёмка

В этом «Сигма» традиционно сильна. Высокая детализация изображения позволяет впоследствии применять любые софт-фильтры. Сии кадры не были обработаны ничем, кроме штатного процессора – SPP3.

Портрет в окружении осени. Фрагмент кадра в натуральную величину
Портрет в окружении осени. Фрагмент кадра в натуральную величину

Встроенная вспышка позволяет достаточно мягко подсветить лицо в очень сложных, контрастных условиях освещения.

Портрет в окружении осени

Пейзажная съёмка

Проблем не возникает – детализация большая даже при установке фишая. Проблема лишь в выборе точки съёмки и отсутствии столбов и проводов. Пару пейзажных кадров вы найдёте в конце статьи.

Тёмное место

Речь пойдёт о ночной съёмке.

Да, в этом плане «Сигма» отстаёт от многих других камер. В частности, в ней нет матричной системы стабилизации изображения, а объективы с оптической системой стоят недёшево.

Но практика, как всегда, предпочтительнее – посмотрим результаты ночной съёмки.

Сюжет с храмом Василия Блаженного.

Sigma SD14. iso 200, 1/10, съёмка без штатива, с упора

Обратите внимание: даже не в лучших условиях «Сигма» выхватывает мелкие детали. Обратите внимание на структуру кирпича, которая видна! Правда, в тёмных местах мы видим шумы.

Sigma SD14. iso 800, 1/40, съёмка с рук

Шумы появляются. Их уровень достаточно высок – и для последующей печати, несомненно, потребуется обработка.

Однако мы можем констатировать, что теперь «Сигмой», правда не без помощи штатива, можно снимать и ночью!

Однако всё-таки стихия «Сигмы» – это свет и цвет. Вот несколько мимолетных зарисовок осени, которые, надеюсь, доставят вам несколько приятных минут. x3f-файлы доступны для скачивания. Да, все файлы помещены сюда без какой-либо дополнительной обработки.

Кроп, фрагмент кадра в натуральную величину
Примеры фотографий


Вернуться в раздел: Hardware / Цифровые фото и видеокамеры
© Copyright 1998-2012 Александр Томов. All rights reserved.