Русские документы
Ежедневные компьютерные новости RSS rusdoc.ru  Найти :
http://www.rusdoc.ru. Версия для печати.

IT-байки: Каждому водителю - собственную топливную колонку!

Раздел: Компьютерная жизнь @ 18.05.2008 | Ключевые слова: своими руками бензоколонка

Автор: Владимир Романченко
Источник: 3DNews

Случается так, что жизнь неожиданно, но очень удачно сводит воедино совершенно разные события и нежданно подкидывает интереснейшие темы для очередного выпуска IT-баек. Вот и в этот раз, читая "френд-ленту" в одном из популярных блогов, я наткнулся на заметку одного моего хорошего знакомого, который сетовал на очередное повышение цен на бензин:

"Сегодня первый раз на заправке одной тысячи рублей не хватило, чтобы рассчитаться за 41,67 литра бензина. И это с учётом скидки в 3%.


Однако. Обычно на сдачу можно было купить воды-шоколадок-сигарет, а сегодня пришлось еще добавлять примерно столько, сколько обычно была сдача".

Что посоветовать товарищу? Пересесть, как я, на метро-троллейбус-велосипед, или сменить машину на менее литражную? Мечтать о светлом будущем биодизеля и электромобилях? Может быть, и так, но тут в свежей прессе нашёлся своевременный "рояль в кустах", так что вместо соболезнований и кряхтения о повышения цен сегодня будет рассказ о новом, совершенно неожиданном способе избежать зависимости от бензоколонок, который, вполне возможно, в скором времени будет популярен в США. Речь о совершенно фантастической идее купить каждому водителю собственную заправочную станцию и сделать производство топлива, как минимум, народной забавой.

E-Fuel 100 MicoFueler

Итак, народное топливо, и сразу к делу. Калифорнийская стартап-компания E-Fuel, нынче вводящая в американский обиход термин "народное топливо", на днях начала принимать заказы на поставку домашних автозаправок E-Fuel 100 MicoFueler, обеспечивающих полную независимость владельца такой топливной станции от публичных заправочных колонок.

Основная идея, реализованная в колонке E-Fuel 100 MicoFueler, давно лежит на поверхности. Как известно, современный автомобиль вполне может быть адаптирован для заправки этиловым спиртом вместо привычного бензина. В той же Бразилии, к слову, продажи автомобилей с двигателями под смешанное топливо с 2005 года превышают объёмы продаж транспортных средств с исключительно бензиновым двигателем. Идея использовать тростниковый самогон в качестве автомобильного топлива и тем самым уменьшить зависимость от импорта, родившаяся в головах военного правительства страны ещё в 60-х годах прошлого века, в наше время, когда цены на нефть бьют все мыслимые рекорды, начала давать совершенно неожиданные дивиденды. По сути, основатели компании E-Fuel воспользовались той же идеей – гнать спирт на топливо. Правда, в исполнении E-Fuel идея реализована в варианте независимости от всех и вся, включая независимость от государственных и частных нефтяных и нефтеперегонных компаний, а также от сети публичных заправок вне зависимости от формы их капитала.

E-Fuel 100 MicoFueler

Что такое агрегат для производства этанола? Полагаю, большинству наших читателей отлично известно устройство самогонного аппарата, где сахар, вода и дрожжи при некоторых затратах времени и энергии превращаются в этиловый спирт той или иной степени очистки, то есть, самогон с различным содержанием сивушных масел и других примесей. Совсем не факт, что автомобиль на классическом мутном самогоне – а хоть бы и на "чистом как слеза" перваче домашней винокурни, уедет дальше околицы, но объяснение принципа работы колонки E-Fuel 100 MicoFueler с помощью аналогий с самогонным аппаратом, в целом, терпимо. Правда, колонка MicoFueler, по заявлению её изобретателей, даёт этиловый спирт столь высокого качества, что его "даже можно пить".

Теперь представьте себе агрегат, габаритами чуть больше типичной бензоколонки, но отлично вписывающийся в окружение заднего двора дачи или загородного дома. Примерно так выглядит домашняя заправочная станция Micro Fueler. После заправки колонки водой, сахаром и специальной бродильной закваской (дрожжами) с пролонгированным действием (производства самой E-Fuel), потребуется всего пара дней, чтобы началась ферментация сахара и на выходе начал появляться чистейший этанол марки E100. Всего неделя понадобится колонке Micro Fueler для заполнения до краёв встроенной 35-галлонной ёмкости (примерно 132,5 литра). Безо всяких путешествий на общественную бензоколонку, шоковой терапии от обновлённых цен на бензин и так далее.

E-Fuel 100 MicoFueler

E-Fuel 100 MicoFueler

Кстати, о цене. Во что обойдётся владельцу колонки Micro Fueler производство "народного топлива"? Компания E-Fuel приводит расчеты для американских потребителей, но вы легко можете подставить цены из магазинов в вашей округе и пересчитать данные под себя. Итак, для производства одного галлона этанола, по словам представителей E-Fuel, нужно потратиться на покупку примерно 10-14 фунтов сахара. В метрических размерностях это звучит так: на производство примерно 3,8 литров этанола уйдёт 4,5 – 6,35 кг сахара.

То есть, на производство литра Е100 уйдёт в среднем 1,2 – 1,6 кг сахара. Много это или мало? Да как сказать. Судя по данным E-Fuel, сахар в американской рознице нынче идёт примерно по 20 центов за фунт, что, с учётом дополнительных расходов на электричество, даёт себестоимость, примерно эквивалентную цене галлона бензина по нынешним американским ценам. Но кто сказал, что для заправки собственной колонки надо покупать сахар по розничным ценам – не проще ли оптом, мешками? К тому же отцы основатели E-Fuel приводят январские данные Североамериканского соглашения о свободной торговле (NAFTA), согласно которым мексиканский сахар обойдётся всего в 2,5 цента за фунт, а это даёт себестоимость этанола, произведённого с помощью MicroFueler, менее доллара за галлон. Из любопытства я глянул цены на бензин в Калифорнии на первом же попавшемся мне в Google сайте: однако $3,8 за галлон! А ведь нефть всё дорожает и дорожает, и это явно не предел…

Чтобы не отвлекаться от повествования, приведу вам цифры, которые я прикинул для российской действительности. Навскидку получилось, что для выхода в паритет с ценами на бензиновых автозаправках московскому любителю спиртовых автомобилей достаточно покупать сахарок по цене около 18-20 рублей за килограмм. Мексики у России под боком, конечно, нет, но не думаю, что найти сахар дешевле будет сложно – одно из первых объявлений об оптовой продаже сахара, попавшихся мне в Google, предлагало "3,10 украинских гривень за кг", то есть, примерно 14,24 российских рублей за килограмм.

Уже неплохо. К этому можно добавить тот факт, что изобретатели также экспериментировали с использованием в качестве сырья для колонки Micro Fueler отходов производства – той самой "отжимки" (попросту, "сивушных масел"), остающихся после переработки сырья в этанол, и при этом себестоимость этакого "вторичного производства" складывалась лишь из цены затраченного электричества.

Ещё один весомый аргумент в пользу применения этанола в качестве автомобильного топлива – меньшая токсичность выхлопов: по данным изобретателей MicroFueler, выхлоп окиси углерода при использовании их топлива уменьшается на 12%, не говоря уж о свинце и прочих "прелестях" бензиновых присадок.

Теперь – несколько слов о внутреннем устройстве колонки Micro Fueler, представляющей собой, как вы уже поняли, обычный аппарат для перегонки, дистилляции. Обычно дистилляционные установки для получения этилового спирта обладают впечатляющими габаритами, однако изобретателям Micro Fueler удалось добиться значительного сокращения размеров установки благодаря применению специального мембранного дистиллятора, отделяющего воду от спирта при температурах, значительно меньших, нежели в обычных перегонных установках. Таким образом, кроме сокращения габаритов, также удалось снизить энергозатраты производства и значительно упростить конструкцию установки.

E-Fuel 100 MicoFueler

Итак, барабанная дробь, вынос тела: объявлена цена и сроки начала продаж колонок MicroFueler для покупателей в США. Сейчас цена составляет $9995 (с различными скидками – до $7000), а первые заказчики получат свои MicroFueler ближе к концу 2008 года. Сейчас купить MicroFueler по предзаказу можно в США, Гонконге, Китае, Великобритании, Бразилии, а также в любой точке мира через онлайновый магазин компании. Основатели компании надеятся, что правительство США в рамках внедрения альтернативных видов топлива всё же проявит интерес к их инициативе и компенсирует затраты на начальные исследования, что позволит снизить цену колонки примерно до $5000. Помимо этого владельцы колонок MicroFueler также могут рассчитывать на приобретение недорогого сахара за счёт использования так называемых Carbon trading coupons - купонов, выдаваемых по программе экономии затрат на выплаты государства по квотам Киотского протокола. Ежегодная экономия средней американской семьи, по заявлениям представителей E-Fuel, при использовании колонки MicroFueler может достигать $4200 при нынешних ценах на бензин, и, таким образом, покупка колонки окупит себя менее чем через полтора года.

Основная критика, которой обычно подвергаются подобные проекты, традиционно приходится на меньшую эффективность этилового топлива, больший износ двигателя в долгосрочной перспективе, а также на необходимость применения специальных гибридных двигателей. Изобретатели из E-Fuel считают, что имеет место обычная предвзятость. Согласно их утверждениям, получаемый с помощью Micro Fueler этанол E100 может быть смешан с обычным бензином; более того - даже с обычной водой в пропорции 70:30, и даже в этом случае останется топливом, достаточно высокооктановым для многих современных автомобилей.

Наконец, последнее ограничение на пути обретения свободы от заправочных станций – это федеральные законы. Да-да, в США для частных самогонщиков также существуют ограничивающие законы, и счастливому обладателю колонки MicroFueler также придётся получить разрешение от Государственного бюро США по налогам и торговле алкоголем и табаком (Alcohol and Tobacco Tax and Trade Bureau). Что любопытно отметить, сейчас использование автомобилей с двигателем на 100% этиловом спирте в США является нелегальным, однако основатели E-Fuel надеются на быструю популяризацию идеи этаноловых автомобилей и на соответственно, быстрое урегулирование законодательства в этой части.

E-Fuel 100 MicoFueler

Самое интересное, что уже сейчас, на первом этапе внедрения своей разработки, в E-Fuel не собираются ограничиваться внутренним рынком США. В ближайших планах компании – переговоры о производстве колонок MicroFueler в Великобритании (кстати, давеча по телевизору лондонские таксисты жаловались, что цены на бензин уже давно перевалили фунт стерлингов за литр) и в Китае (где потребление бензина растёт гигантскими темпами). Помимо этого, в E-Fuel ведут разработку коммерческой линии по выпуску этанола, а также прорабатывают возможность использования в качестве сырья всевозможных промышленных отходов вместо сахара - испорченных продуктов, мусора консервных заводов и пр.


И как идея "народного топлива"? Честно говоря, при всех её преимуществах, изложенных выше, мне так же просто раскритиковать домашнюю колонку, как и доказывать её плюсы. Начать с того, что затея с собственной колонкой совершенно непрактична в условиях города. Затем можно вспомнить осенний скачок цен на подсолнечное масло, который легко увязывается с былым рвением Евросоюза по внедрению биодизельного топлива на базе растительных масел (кстати, в этом году мы видим сворачивание этого процесса чуть ли не с той же скоростью). Представить страшно, если спрос на домашние этаноловые заправки также вздует цены на сахар.

Да и жалко его на горючку, честно говоря, он же сладкий. Также можно упомянуть, что, несмотря на толерантность современного российского законодательства к самогоноварению для "внутреннего потребления", наказание за продажу самопальных спиртных напитков в силе. А ведь совсем не факт, что прикупив колонку MicroFueler, какой-нибудь пытливый ум в нашей стране не додумается до "конверсионного" производства и реализации приличных объёмов спирта отнюдь не в отечественные бензобаки…

Словом, минусов этой технологии вы сами можете насчитать множество, особенно с учётом российской специфики. И всё же, когда за бензин просят нынешние немалые деньги, поневоле начнёшь задумываться о каких-нибудь альтернативах. Тем более, что цены на топливо вряд ли остановятся на нынешнем уровне. Если же при этом уменьшится количество выхлопных труб, изрыгающих тонны отравленного дыма в наш общий воздух, многие скажут автомобилистам за это искреннее "спасибо".


Ссылки по теме:

E-Fuel 100 MicoFueler



Вернуться в раздел: Компьютерная жизнь
© Copyright 1998-2012 Александр Томов. All rights reserved.