IT-индустрия богата не вполне тривиальными профессиями и должностями, из которых особо выделяется одна категория профессионалов - евангелисты. Эти люди (входят они в штат компании или нет - неважно), настолько верят в продукты определенного производителя, что с энтузиазмом тратят свое личное время на обработку широких масс пользователей, убеждение их в достоинствах защищаемых продуктов и т.п. Считается, что все началось с маркетолога Apple Гая Кавасаки, фанатично преданного своему делу, и горящего энтузиазмом намного больше положенного по должности. Со временем, когда пользовательская аудитория IT-индустрии очень сильно расширилась, и стало гораздо выгоднее "евангелизировать" разработчиков, в связи с чем IT-евангелизм стал присущ в основном софтверным компаниям. С директором по евангелизму Adobe Беном Фортой нам удалось побеседовать в необычной обстановке - на солнечной поляне подмосковного пансионата, куда Бен приехал, чтобы выступить на конференции Flash/Flex-разработчиков "Flex Camp", о которой "Компьютерра Онлайн" уже писала.
Антон Нехаенко: Бен, вот из зала все же прозвучал вопрос про Flash на iPhone, пусть и не вторым, как обычно, а всего лишь восьмым. А у меня другой вопрос: не рановато ли замахиваться на смартфон от Apple, когда для их десктопов и ноутбуков так и не написан нормальный плеер? Существующий Flash для Mac OS X - это просто ужас! Он неоправданно сильно нагружает ЦП, все ужасно перегревается, даже фильм с сайта на диване не посмотришь! Куда смотрят разработчики?
Бен Форта: А смотрят они в экраны своих "Макинтошей". Да, у довольно большого процента разработчиков технологии Flash в качестве основной рабочей машины - Мак. Они знают о проблеме, работают над ней, тем более, что доля Маков сейчас прилично выросла. Я не могу назвать сроков появления окончательного решения проблемы, но могу заверить, что оно придет.
А.Н.: А вот вопрос от нашего главреда: когда ж Adobe решит вопрос с 64-битными системами? Каким номером этот вопрос в списке дел? 5-м? 8-м?
Б.Ф.: В списке "To-Do", вместе с кучей других вещей. Запросы на 64-битную версию поступают от пользователей часто, но это не самая настойчивая их просьба. Тут все-таки дело в правильной расстановке приоритетов. Вот мы тут сидим, а они там корпеют над обеспечением средой Flash как можно большего количества мобильных девайсов. [Ну, это вряд ли. На момент разговора в районе штаб-квартиры Adobe было 4 часа утра. - прим. авт.] И при этом они не могут отвлекаться от работы над массовыми десктопными версиями. Конечно, я не смогу Вам в открытую назвать порядок, в котором у нас идут те или иные дела в списке, но все-таки напомню: большинство девелоперов сидят на Маках, да и 64-битные системы для тестов просматриваются, так что - работают.
Аудитория слушала доклад Бена очень внимательно
А.Н.: А что с "Семеркой"? Многие наши читатели предпочли "Висту" вовсе пропустить, они собираются с XP пересаживаться сразу на Windows 7.
Б.Ф.: Да все в порядке. Тестирование идет своим чередом, у меня один из лэптопов работает под "Семеркой". И разработчики, как я подглядел, тоже сидят на ней - некоторые из них. Я считаю, что это отличная ОСь. Плеер в ней работает, просто он не в финальной стадии. Когда разработчики скажут "оп!", тогда мы его и финализируем. Сейчас нет большого смысла это делать - сама ОСь находится в состоянии RC, и мы точно дождемся ее формального финального релиза. Вообще говоря, меня и по срокам-то пытать бесполезно - все равно ничего не скажу! [Улыбается]
А.Н.: А каково Ваше личное мнение об этой ОС, она будет большим успехом, чем Vista?
Б.Ф.: Я, честно говоря, ума не приложу, почему у Висты такая отвратительная репутация. Мне кажется, она очень сильно раздута. Я думаю, что кое-кто имел с ней неудачный опыт, и посредством легко возбудимых СМИ чрезмерно это раздул. Масс-медиа просто затоптали Висту, не дав ей реального шанса. Я сижу на Висте с момента ее выхода, и никаких особых проблем у меня не было. У Висты просто не было настоящего шанса. Microsoft, думаю, сделали большую ошибку - они очень сильно накололи пользователей с системными требованиями ОС. Надо было честно сказать, что это система не для всех. С "семеркой" таких проблем не наблюдается, так что, я думаю, это будет успех для компании.
А.Н.: Хотелось бы немного поговорить о браузерных войнах: что Вы думаете о перспективах IE8 и Chrome?
Б.Ф.: Ну вроде у MS получилось немного отыграть долю рынка. Тут надо понимать, что IE - доминирующий продукт, и всегда им будет, покуда Windows является доминирующей системой. Это мы с Вами примеряем тут на себя разные браузеры, можем поиграться с Chrome или Safari, а многие пользователи и понятия не имеют, что есть что-то иное. У Firefox или любого другого браузера просто нет шансов стать лидером.
А.Н.: А, скажем, телереклама? Вот Google запускает рекламу Chrome по телевизору, им оно поможет?
Б.Ф.: Я как-то попробовал Chrome, и что-то не впечатлился совершенно. Я просто не понимаю, что именно в нем должно привлекать пользователей. У меня на машине, конечно же, имеются все распространенные браузеры, но практически 100% времени я использую Firefox. Скажем так, IE заставляет тебя искать альтернативу, а как только ты пересаживаешься на Firefox, то поводы искать дальше отпадают - по моему мнению, Safari или Chrome ничего особенного не предлагают.
А.Н.: Ну а теперь я бы хотел обратиться к главной теме - к Вашей роли евангелиста Adobe, ну или, если угодно, посланника. Что такого особенного в этой должности, она как-то изменила Вашу жизнь?
Б.Ф.: Я пробился в евангелисты более десяти лет назад, в компании поменьше, "два места работы тому назад". Да, у маленьких компаний тоже бывают евангелисты. Потом эту компанию съела Macromedia, которую впоследствии поглотила Adobe. Я же просто проехался по пути поглощения. Моя роль изменилась - раньше я был евангелистом одного продукта, а теперь отвечаю за все, да к тому же имею задачей создание всемирной команды евангелистов Adobe. В моем подчинении сейчас довольно много народу по всему миру - Северная Америка, Европа... Вот, кстати, в Восточной Европе команда довольно быстро растет. Это интересная, хотя и непростая задача - быть ответственным за наличие у людей энтузиазма и "желания проповедовать". Я доволен работой - контактирую со многими людьми, занимаюсь любимым делом. Изменение моей роли как раз заключается в том, что я все меньше езжу и проповедую сам, и все больше занимаюсь строительством команд евангелистов - на такую планету как Земля одного человека не хватит, даже если это я.
"Люди, у меня для вас Благая Весть. От Adobe.
А.Н.: Вы приехали в Россию с намерением создать местную команду евангелистов?
Б.Ф.: Я занимаюсь пока что предварительной оценкой и поиском путей строительства команды. У нас уже есть команда евангелистов в Восточной Европе, в нее входят специалисты из Румынии, Польши и Чехии. Здесь мы ищем подходящие кадры, которые обеспечат дальнейшее развитие.
А.Н.: А что Вы понимаете под подходящими кадрами? Можете рассказать поподробнее?
Б.Ф.: Конечно! Евангелист - это уникальное сочетание качеств, найти такого человека очень трудно. Во-первых, он должен ОЧЕНЬ хорошо разбираться в предмете. Знать программные продукты на пять с плюсом. Таких не так уж и мало. С другой стороны, он должен отлично справляться с представлением информации, уметь грамотно подать информацию. Но евангелисты - не маркетологи, они куда больше похожи на преподавателей, каковыми часто и становятся впоследствии. Проблема в том, что лучшие "технари" очень часто обладают неважными, мягко говоря, коммуникативными навыками. И наоборот - ребята с отлично подвешеными языками часто, увы, "плавают" в предмете. Найти человека с правильным балансом двух этих качеств - архисложная задача. При этом человек должен уметь общаться с ооооочень разными аудиториями - иногда евангелистам приходится сидеть и отлаживать код с программистами, а иногда - общаться с важными бизнес-шишками, ворочающими миллионными IT-бюджетами. В последнем случае ему приходится обсуждать также и финансовые параметры технологий с CIO, возврат инвестиций и все такое. И когда мы нанимаем евангелистов в команду, мы не пляшем от места работы. Иногда находишь такого человека в одном месте, а работать ему приходится совершенно в другом, если там не нашлось подходящего кадра. Но мы наработали приличный опыт, что иногда приводит к забавным ситуациям - другие большие и очень известные софтверные компании [имен называть, конечно, не буду] нам звонят и спрашивают совета по поводу развития аналогичного направления у себя. Они же и пытаются время от времени переманить у меня кадры, такую уж мы установили планку в этой области.
А.Н.: А есть ли другие компании на IT-рынке, не обязательно софтверные, чей опыт в области евангелизма Вы бы оценили как сравнимый с Adobe?
Б.Ф.: Конечно, Apple. Они же все-таки создали само понятие евангелизма, начиная с деятельности Гая Кавасаки. Он был первопроходцем, и одновременно моделью для всех последователей. Я думаю, что Apple больше не занимается евангелизмом в привычном понимании этого слова, но в 90х годах им это было очень нужно. Они стали потребительской компанией, им это больше не нужно.
А.Н.: То есть евангелизм - это для тех компаний, чья деятельность во многом ориентирована на разработчиков, а не потребителей?
Б.Ф.: Не сказал бы. Если посмотреть на другие отрасли, то, например, у автомобильных компаний есть евангелисты. Если же вернуться к IT, то я бы отметил такие компании как Sun, и особенно Microsoft, да и многие другие технологические компании. Любая компания, которая ориентирована на поддержку и расширение сообщества разработчиков, обязана этим заниматься. Маркетингом здесь проблему не решить, разработчикам это не понравится, нужен совершенно иной подход, тут работа именно для евангелистов.
А.Н.: А есть ли какие-то особенные проблемы, с которыми Вы столкнулись именно в России?
Б.Ф.: Пожалуй, две. Для меня и части моей команды язык - это проблема. На чисто техническом уровне многие владеют английским, но в сравнении с другими частями Европы велик процент тех, чье владение языком ниже всякой критики. В других регионах я могу поставить англоговорящих евангелистов, и все будет в порядке. Здесь это не прокатит. Некоторых целей достичь можно, но в целом нужны именно местные кадры, или просто хорошо владеющие русским. Другая проблема - размеры страны. В небольшой стране можно оперативно добраться куда-то на машине, поездом или, в крайнем случае, самолетом. В России командировки могут занимать намного больше времени, именно в силу размеров, а ведь у потенциального евангелиста может быть семья, которая совершенно не обрадуется такому повороту карьеры. Так что языковой барьер и проблемы, связанные с размерами страны создают вместе удивительную задачу, которую мне чисто по-человечески интересно решить, как специалисту. Штаты - тоже не маленькая территория, у нас нет постоянных представителей на Аляске или Гавайских островах, но, раскидав спецов по Восточному и Западному побережьям, мы проблему решили. Но Россией можно и нужно заниматься. Мы посмотрели, откуда территориально скачивают наши инструментарии для разработки - объем российского трафика просто поражает!
А.Н.: Можете сравнить российских и восточноевропейских разработчиков? Плюсы, минусы, подводные камни?
Б.Ф.: Да я бы не сказал, что есть какая-то заметная разница. Судя по вопросам, проблемы у людей везде примерно одинаковые. Много спрашивают про мобильные технологии. Удивительно одинаковые вопросы везде, с небольшими вариациями. Например, вопрос про iPhone обычно идет вторым, а здесь - только восьмым. В России, судя по некоторой неопытности разработчиков, все только начинается, но для меня и моей команды это только к лучшему - больше возможностей для развития!
А.Н.: И последний вопрос: многие наши читатели являются программистами, что бы Вы посоветовали тем из них, кто захотел бы стать евангелистом Adobe? Я спрашиваю совершенно серьезно, потому что считаю, что среди них могут найтись весьма достойные кандидатуры.
Б.Ф.: Да, я это так и воспринимаю - надо искать спецов всеми доступными способами. В первую очередь, надо ну оооочень хорошо разбираться в технологиях. В аудитории всегда могут найтись программисты, которые захотят Вас "уесть" перед всем честным народом - такова уж человеческая природа. Надо быть готовым к отражению подобных ситуаций на 110%. К тому же надо с энтузиазмом относиться к проповедуемым продуктам, но при этом помнить, что у нас тут не сборная маркетологов, готовых на любовь за деньги, надо верить по-настоящему. Наша работа - вдохновлять людей, а для этого нужна абсолютная личная заинтересованность и увлеченность. И, очень важно - хорошие коммуникационные навыки. Выступать придется перед большими аудиториями, и иногда - перед очень серьезными дядями.
А.Н.: Хорошо, если среди читателей сыщутся подходящие кандидаты, мы их на Вас перенаправим. А приходилось наблюдать, как люди со временем теряли энтузиазм?
Б.Ф.: Да, бывало такое. Я думаю, в мире слишком много продуктов и технологий, к которым очень трудно испытывать энтузиазм. Вот на iPhone молятся очень очень многие, отбери у энтузиаста его iPhone, и он сразу приходит в уныние, а к другим девайсам и не прикоснется. Но всегда есть какое-то количество людей, глубоко заинтересованных в том или ином продукте. Но вообще, если человек разбирается в каком-то продукте, который достаточно популярен, и при этом способен испытывать удовольствие от общения с людьми, проблем не будет.
А.Н.: Спасибо за интервью.
Вниманию читателей: если кто-то из вас считает себя достойным должности евангелиста Adobe в России, то редакция с радостью снабдит такого человека контактами Бена Форты.