Раскрытия вселенского заговора не будет. Не будет и разоблачающих «негодяев» историй. Тем не менее начинающим меломанам это будет полезно. Для справки.
В наши дни рынок кинотеатральной аудиоаппаратуры начального и среднего класса переполнен. Встречаются компоненты и колонки на любой вкус и кошелёк. Качество оборудования варьируется от отвратительного до отличного. Это касается конструкции, инженерии, отделки. И конечно – звучания. В этом материале мы не пытались взвалить на себя непосильную задачу гида покупателя. Согласитесь, ни одна статья – даже гигантская – не ответит на все вопросы, не расставит все точки над i. Выбирать аппаратуру вам всё равно придётся самостоятельно. Делать это желательно в несколько этапов. На первом производится заочный отбор с учётом цены и отзывов владельцев и, так сказать, щупавших. Найти их можно в Интернете или в журналах, которым вы склонны доверять. Стоит учесть, что в любом повествовании может быть доля если не предвзятости, то субъективизма. Поэтому не лишним будет собрать подборку сведений из различных источников. Собрав информацию и определившись со списком претендентов, можно отправляться в ближайший магазин, где есть искомая техника или колонки. Прихватите с собой записи любимой музыки. Если речь идёт о технике класса Hi-Fi и выше, то записи должны быть заведомо качественными. Разумеется, МР3 и пиратские Audio CD для этих целей не годятся никоим образом. Первые не позволяют раскрыть весь потенциал оборудования из-за невысокого качества звука, обусловленного ограничениями формата, а вторые… CD подпольные умельцы давно клепают из тех же МР3. Магазин должен быть оборудован полноценной комнатой прослушивания. И даже если вы покупаете условно дешёвый AV-ресивер или колонки начального класса, вы имеете полное право послушать в этой комнате выбранную аппаратуру, чтобы понять – нравится вам её звук или нет. Пренебрежительные взгляды продавцов игнорируйте смело, равно как и фразы типа «Да что там слушать, они все одинаково звучат». В случае явного нежелания демонстрировать вам технику зовите менеджера или директора, смело высказывайте претензии. А лучше посетите более дружелюбный магазин. Это что касается самого процесса. Но есть нюансы, а также рекомендации, которые стоит учитывать ещё на стадии заочного отбора.
Определитесь заранее
Музыка или кино?
Если аудиосистема покупается с числом каналов больше двух и бюджет покупки при этом имеет далеко не последнее значение, то этот вопрос наверняка задаст вам первый же консультант. Ответ надо знать, поскольку от этого будет зависеть дальнейшая программа действий.
Многоканальный аудиокомплекс, он же домашний кинотеатр, ориентированный только на кино, вполне может состоять из относительно небольших колонок с сабвуфером. Но не переборщите: крохотные сателлиты размером чуть больше ладони – это профанация.
|
Таких «домашних кинотеатров» надо избегать, какими бы милыми и компактными они ни казались. Стильный дизайн и удобное управление вы получите, а вот полноценный звук…
|
Законы физики не обманешь: полновесного звука сверхминиатюрные АС не обеспечивают. Вся их привлекательность заключается в незаметности после установки, комплексности системы и простоте управления ею. Поэтому говоря о небольших колонках, мы подразумеваем всё же классические «ящики» – спикеры полочного типа с привычными корпусами из MDF (или композитного материала) и минимум двумя динамиками. Неким разумным компромиссом может стать использование одного из наборов «компактной Hi-Fi-акустики». Но в деньгах вы не выиграете – лишь в размерах АС.
|
Комплекты компактной акустики промежуточного класса (ещё не полноразмерные, но уже и не «декоративные пищалки») можно рассматривать лишь для использования в маленьких комнатках – до 10-15 м2. И более-менее приличное качество они обеспечат лишь при воспроизведении кинофильмов. Для музыки нужна только полноразмерная акустика
|
И применять их надлежит лишь в совсем небольших комнатах – тогда можно рассчитывать на что-то, напоминающее нормальный кинотеатральный звук. Но и такой вариант – компромисс.
Желание заполучить полноценный стереозвук в многоканальной системе подразумевает использование напольной или крупногабаритной «полочной» фронтальной акустики. Нужно это для того, чтобы возложить на АС воспроизведение полного диапазона частот, не прибегая к помощи сабвуфера.
|
Полноразмерная акустика. Комплект на базе полочных АС (фото слева) имеет смысл покупать для кино. Хотите ещё и музыку с комфортом слушать – фронтальную пару желательно брать напольную (фото справа)
|
Дизайн Hi-Tech или звук?
Многим покупателям стильных колонок-башенок хочется того и другого. Но в условиях ограниченного бюджета приходится выбирать что-то одно. Дело в том, что стройные и элегантные акустические системы «в металле» практически всегда уступают по качеству звука аналогичным по цене классическим «ящикам». А в «дизайнерской» экзотике вроде стеклянных или причудливых алюминиевых конструкций дизайн является вообще самоцелью. Тем не менее если вы твёрдо решили купить хорошие спикеры в стиле Hi-Tech и ждёте от них приличного звучания, готовьте много денег: такие колонки могут «звучать», если стоят несколько тысяч долларов. При бюджете до $2000 за пару можно рассчитывать лишь на внешнюю красоту.
Во что вкладывать деньги?
Распределяя бюджет, покупатели домашнего кинотеатра или стереосистемы думают в первую очередь о компонентах и колонках. Во вторую – о кабелях и AV-мебели. Меж тем необходимо позаботиться ещё и об оптимизации акустики помещения. Это необходимый этап на пути воспроизведения качественного звука. Если комната будет «подпевать» колонкам, то хороших результатов будет невозможно добиться даже при использовании высококлассного оборудования. Некоторые подробности акустической обработки помещения описаны в отдельной статье.
Мысли о Hi-Fi и «китайцах»
К сожалению, сейчас мало кто может внятно рассказать о современных критериях, позволяющих причислить компоненты или колонки к классу Hi-Fi. Данная маркировка – сокращение от High Fidelity и в вольном переводе звучит как «Высокая достоверность звучания» – появилась во времена аналоговой техники. Аппаратуру относили к классу Hi-Fi, опираясь на широкий диапазон воспроизводимых частот или низкий шум аудиотракта аппарата. Для спикеров это линейность АЧХ и так далее. Но в наши дни даже недорогая техника не имеет большинства тех ограничений по качеству звуковоспроизводящего тракта, какие были лет 20 назад, так что однозначно произвести фильтрацию по формальным признакам сегодня почти невозможно. Кроме разве что колонок. Но эта оговорка производителей дешёвой китайской AV-продукции волнует мало – они шильдики Hi-Fi лепят без зазрения совести на всё что угодно – вплоть до маленьких мультимедийных спикеров. Поэтому при выборе техники и акустики можете вообще не забивать себе голову принадлежностью кандидатов на покупку к какому-либо из классов. Ныне границы стали настолько призрачны и условны, что перестали играть сколько-нибудь значительную роль. Слушайте и выбирайте оптимум, опираясь только на свои ощущения. Выбирать, тем не менее, лучше из ассортимента европейских, американских и японских производителей, даже если их продукция собрана в Китае. Так называемая переплата – разница в цене с китайским ширпотребом – часто оказывается вовсе не напрасной: китайцы быстро научились клепать разнообразные колонки и компоненты, копируя чужие решения или разработав примитивные собственные, но суть затеи (получение достоверного звучания) до сих пор улавливают с трудом. У них другие взгляды на аудиотехнику и хороший звук, другой слух на физическом уровне (повышенная чувствительность к высоким частотам), другой менталитет. Поэтому выглядеть такие колонки могут вполне солидно, а звучать будут, с нашей точки зрения, как «дрова». Конечно, это касается преимущественно дешёвых моделей. Дорогие АС компаний из Поднебесной встречаются подчас вполне приличные по звуку, поскольку над их созданием трудятся обычно зарубежные специалисты. Но встаёт другой вопрос: есть ли смысл покупать китайский новодел, если можно взять априори более качественную продукцию заслуженных компаний примерно за те же деньги? К слову, большинство из фирм «первого эшелона» имеет в своих каталогах весьма недорогие модели для небогатых покупателей – надо лишь не полениться и просмотреть варианты.
Элитная аппаратура
Один из излюбленных приёмов консультантов «разводить» обеспеченных клиентов на деньги – указывать на элитарность марки, подкрепляя слова соответствующей ценой «не как у всех». Дескать, особое качество, потому и дорого. Так ли это? В мире существует два вида техники и акустики, относящихся к высшей ценовой категории: действительно элитные и «дизайнерские». Первые выделяются своим качеством звука, не говоря уже об отделке, материалах, инженерии. Обычно это топовые модели вполне известных компаний. Техника второй категории создаётся чаще небольшими фирмами под руководством дизайнера с буйной фантазией и амбициями. Для него главное – оболочка. Начинка лишь дополняет внешний вид и обычно ничем особым не примечательна, поскольку редко бывает собственной разработки. Отличить технику и акустику первой категории от второй не так сложно: пусть вам продемонстрируют, как она звучит. Если вы услышите заурядный звук, который никак не вяжется с ценой, – делайте выводы.
Тут стоит заметить, что «элитарность» в большинстве случаев – дело рук маркетологов фирмы, желающих состричь побольше купонов малой кровью. Они сами позиционируют продукт как элитарный, а потом «раскручивают» его в таком ключе. Впрочем, зачастую неоправданно высокая с точки зрения здравого смысла цена обусловлена не только ярким дизайном и навязанной престижностью марки, но и малыми объёмами производства. Не секрет, что продукция одного и того же качества может отличаться по цене на порядок, если одна компания выпускает её массово, а другая – мелкосерийно или даже штучно. Во втором случае затраты на разработку, оснастку производства, зарплату сотрудников и так далее приходится закладывать с гораздо меньшего числа изделий, поэтому порог самоокупаемости тут совсем иной. Вывод? Не стоит думать, что если компания производит что-то малыми тиражами и устанавливает высокую цену, то лишь потому, что это что-то – элитное, суперкачественное. Зачастую фирма просто не может позволить себе наладить более масштабное производство, скрывая это под маской сохранения традиций, ручного отбора комплектующих и прочих маркетинговых фокусов. Либо и вовсе не стремится выходить на новые рубежи: если умело подать это «блюдо», то даже неоправданно дорогую продукцию будут охотно покупать – таково мышление толстосумов, вечно стремящихся купить штуку круче, чем у соседа. Вам же посоветуем не бояться сомневаться в авторитетах, не стесняться назвать дорогую и плохо звучащую вещь дорогой и плохо звучащей. Не стоит слепо верить, если продавец убеждает вас, что это не звук плохой, а просто вы «фишки» не прочувствовали. Возможно, вам просто пытаются «впарить» товар. В виде исключений стоит рассматривать ситуации, когда предлагаемый звук – «не ваш», притом что сам по себе вовсе не так плох. Не исключено также, что продавец всё же не лжет, просто не смог правильно продемонстрировать технику. Помешать ему могли плохая акустика помещения и не лучшим образом подобранный звуковой тракт. Так или иначе, покупайте только то, что понравилось, а не то, что посоветовали. Ведь советуют, как известно, то, что есть на складе…
Профессиональная техника в домашней системе
Тоже достаточно популярная тема. Многие меломаны, начитавшись обзоров профессиональных аудиомониторов и насмотревшись на их почти идеальные АЧХ, сделали вывод, что Hi-Fi – ерунда и что именно студийная техника поможет добиться наиболее честного звука. В этом есть здравое зерно. Однако стоит также учитывать, что вместе с отличной детализацией вы получите как на ладони все ошибки звукорежиссера, огрехи исполнения, недостатки записывающего оборудования. Всё это вылезает буквально на первый план, мешая получать удовольствие от музыки. Вдобавок студийные колонки звучат в большинстве своём слишком беспристрастно, неувлекательно. Скучно, в общем. Ведь они созданы не для наслаждения звуком, а для его анализа. Поэтому бытовая аудиоаппаратура, несмотря на имеющий место звуковой почерк, вносящий определённый колорит в звучание, для обычного прослушивания всё же предпочтительнее профессиональной. Она обеспечивает более комфортный звук – при условии хорошо подобранных компонентов и нормальной акустики помещения.
Аксессуары и кабели. Дорого
Доказано, что аудиофилия – не увлечение, а психическое явление. По сути – болезнь. Аудиофилы – люди чрезвычайно легко внушаемые. А главное – готовые продать последние штаны ради покупки какой-нибудь «мулечки» вроде подушечек для кабелей или антистатического спрея для CD. За это их производители и обожают. Крайней формой страдают не многие люди – обычно развитие недуга сдерживает невозможность финансовой подпитки увлечения. Тем не менее покупать очень дорогие провода давно стало делом обычным. Ваш покорный слуга не будет спорить с тем фактом, что провода оказывают на звучание определённое влияние. Так уж спроектированы сигнальные цепи бытовых аппаратов: точность передаваемого сигнала сильно зависит от электрических параметров кабеля. Проще говоря – от его качества. Но когда продавец намекает на то, что кабель – это компонент системы, который может и должен стоить как пара хороших колонок, то лично меня пробирает смех. Друзья, если без шнура в кевларовой оплётке и с позолоченными разъёмами за $600 этот CD-плеер «не звучит», то грош цена такому аппарату. Вдвойне обидно, что львиная доля цены всевозможных «аудиофильских» проводов – это дизайн самого изделия и материалы отделки, упаковка, престиж производителя, реклама в СМИ… Казалось бы, аудиофилы оплачивают кампанию по собственному одурачиванию. Но есть такое замечательное явление, как внушение или самовнушение. Внушили бедолаге со страниц красочных буклетов или со слов консультанта, что этот кабель улучшит звучание системы намного заметнее, чем новый источник или усилитель, – и он начинает слышать эти улучшения, восхищаться ими. А тут ещё солидные бородатые дядьки предпенсионного возраста с добрыми лицами начинают увещевать, что дорогой кабель – это как фундамент. Без него техника и акустика не раскроют своих возможностей. При этом пригласи того же аудиофила на «слепой» тест, подключи самодельный провод, спаянный из профессионального инструментального кабеля ценой $1 за метр, и потом супердорогой «аудиофильский» – тот если и заметит разницу, то настолько мизерную, что о стократной разнице в стоимости проводов говорить будет как-то неудобно. Посему совет: если вы подумываете прикупить действительно дорогой кабель, надеясь на улучшение качества звука, то трижды подумайте: не лучше ли добавить и купить более качественную аппаратуру или модель колонок чуть получше? Или в акустическую обработку комнаты вложить? Поверьте – все эти варианты намного эффективнее. И главное – честнее, потому что улучшения будут фактическими, а не преимущественно надуманными. Что же касается подставочек под кабели, футляров для CD из кожи молодого ягненка, убиенного в полнолуние в чане с виноградным соком определённого сорта (например, чтобы диски заряжались положительной энергетикой), трёхсотдолларовых сетевых кабелей и прочих оккультных «приблуд» аудиофилии, то советую относиться ко всему этому как к бизнесу. К бизнесу, построенному на суеверии, впечатлительности и внушаемости людей. Думаете, что автор этих строк – враг всех меломанов и вообще не понимает всей прелести тонкой доводки системы? Тогда оставайтесь при своём мнении. Деньги-то ваши.
Со своей стороны коллектив Ferra.ru желает вам трезво подходить к выбору техники, чтобы разочарования не постигли вас. Также желаем вам хорошего звука и отличного настроения на весь следующий год! С наступающим праздником! И до встречи в 2008 году.