Radeon HD 4830 – производительное решение за меньшие деньги
Раздел:
Видеоустройства
@
16.11.2008 |
Ключевые слова: radeon hd 4830
Автор: Алексей Бессараб
Источник: Ferra.ru
Немного сдав позиции на процессорном рынке, компания AMD с легкостью отвоевывает их на графическом. И в первую очередь благодаря решениям на базе RV770, выпущенным этим летом. Сегодня мы познакомимся с еще одним представителем семейства Radeon HD 4800, призванным заполнить 100-150-долларовую нишу среди акселераторов среднего уровня.
После выпуска новой серии видеоадаптеров Radeon HD 4800, компания AMD укрепила свои позиции в сегменте высокопроизводительных акселераторов среднего уровня. Выход тандема на базе двух RV770 и вовсе отобрал у NVIDIA лавры производителя самых быстрых видеокарт. Но чем закрыть брешь в 100-150-долларовой нише, где уже начали господствовать подешевевшие GeForce 9600 GT и 8800/9800 GT, ведь карты Radeon HD 4850 стоят порядка 175 долларов? Тем более что видеоадаптеры из новой серии начального уровня - Radeon HD 4670/4650, явно им не конкуренты, хотя по стоимости уже вплотную приближаются к данному ценовому диапазону. Ответ оказался прост и банален – уменьшить количество функциональных блоков и рабочие частоты RV770, при этом объем и шину памяти оставить на прежнем уровне. Таким образом, на рынок вышел RV770LE и видеокарта Radeon HD 4830 на его базе, призванная составить конкуренцию вышеперечисленным решениям NVIDIA.
Уменьшению количества исполняемых блоков в новом GPU подверглись лишь SIMD-ядра и текстурные блоки. В первом нашем материале, посвященном очередной серии Radeon мы уже рассказывали об архитектуре RV770, но вкратце все же напомним. Итак, каждое SIMD-ядро включают по шестнадцать универсальных суперскалярных потоковых процессоров, состоящих, в свою очередь, из пяти скалярных процессоров. Всего в графическом процессоре таких ядер десять, к которым привязано по четыре текстурных блока, что дает в итоге 800 потоковых процессоров и 40 блоков текстурирования. Графический процессор RV770LE по сравнению со старшей версией лишен двух SIMD-ядер, а значит, имеет в своем арсенале всего 640 стрим-процессоров и 32 TMU. Количество блоков растеризации (ROP) осталось прежним и равняется шестнадцати штукам. По информации, которая появилась в Сети, некоторым СМИ для тестирования достались карты, у которых были активированы лишь 560 или даже 480 шейдерных блоков, что дает повод думать о том, что AMD долго решала, сколько именно оставить функциональных блоков для Radeon HD 4830. Но, как видим, все-таки 640 потоковых процессоров смогут, по мнению объединенной компании, составить достойную конкуренцию недорогим, но производительным адаптерам серии GeForce.
Но от теории перейдем к практике. Для выяснения возможностей новинки мы взяли референсные карты Radeon HD 4830 и Radeon HD 4850, характеристики которых приведены ниже.
Видеоадаптер |
Radeon HD 4830 |
Radeon HD 4850 |
Ядро |
RV770 |
RV770 |
Количество транзисторов, млн. шт. |
956 |
956 |
Техпроцесс, нм |
55 |
55 |
Количество потоковых процессоров |
640 |
800 |
Количество текстурных блоков |
32 |
40 |
Количество блоков рендеринга |
16 |
16 |
Частота ядра (номинал), МГц |
575 |
625 |
Частота шейдерного домена (номинал), МГц |
575 |
625 |
Шина памяти, бит |
256 |
256 |
Тип памяти |
GDDR3 |
GDDR3 |
Объём памяти, МБ |
512 |
512 |
Частота памяти (номинал), МГц |
1800 |
1986 |
Поддерживаемая версия DirectX |
10.1 |
10.1 |
Интерфейс |
PCI Express 2.0 |
PCI Express 2.0 |
Осматриваем видеокарты
Radeon HD 4830 и Radeon HD 4850
Обе карты попали на тестирование лишь в антистатических пакетиках, но решения для розницы, естественно, будет иметь различный комплект поставки, которые обычно варьирует в зависимости от производителя.
Так как изменения все были произведены лишь внутренне, то видеокарта Radeon HD 4830 ничем внешне не отличается от старшей сестры, выполненной по референсному дизайну.
|
Radeon HD 4830: лицевая сторона
|
|
Radeon HD 4850: лицевая сторона
|
Даже на обратной стороне карты расположение элементов идентично Radeon HD 4850.
|
Radeon HD 4830: обратная сторона
|
|
Radeon HD 4850: обратная сторона
|
Периферийные разъемы также остались на месте, а это два Dual-Link DVI с возможностью вывода многоканального цифрового звука, из интегрированного в ядро HDA-кодека, через переходник HDMI и HDTV-выход с поддержкой HDCP. Для объединения видеокарт серии Radeon HD 4800 в режиме CrossFire имеется пара интерфейсов. Учитывая энергопотребление карты – чуть менее 110 Вт, на плате присутствует один 6-пиновый разъем для подключения дополнительного питания.
|
Периферийные разъемы на видеокартах
|
Система охлаждения нисколько не изменилась и имеет все те же признаки экономии. Однослотовый кулер с турбиной охлаждает все сильногреющиеся компоненты карты, при этом отработанный воздух остается в системном блоке. Зато конечная стоимость готового решения достаточно низкая по сравнению, если бы кулер был двухслотовым с выбросом нагретого воздуха за пределы системы.
Выяснить температурный режим Radeon HD 4830 нам не удалось, так как семпл, попавший на тестирование был лишен каких-либо датчиков. Но по субъективным ощущениям разницы с Radeon HD 4850 практически не ощущалось.
Дизайн PCB рассматриваемой новинки полностью соответствует таковому старшей модели, за единственным исключением – в районе отдельной фазы питания на карте появился еще один силовой элемент.
|
Печатная плата видеокарты Radeon HD 4830
|
На версии печатной платы для Radeon HD 4850 силовых транзисторов было два, но по некоторой информации для производства данных видеокарт уже будет использоваться новая ревизия PCB c тремя элементами.
|
Печатная плата видеокарты Radeon HD 4850
|
Графический процессор RV770LE функционирует на частоте 575 МГц в 3D-режиме, а при малой нагрузке, благодаря технологии энергосбережения PowerPlay, этот показатель снижается до 160 МГц. Напомним, что частоты GPU у Radeon HD 4850 равны 625 и 500 МГц для 3D- и 2D-режимов соответственно.
Если сравнивать оба кристалла – RV770 и RV770LE, то отличий между ними нет. Значит, облегченный графический процессор действительно получается методом отключения лишних блоков у старшей версии, что, возможно, даст повод в дальнейшем найти способ активировать все 800 потоковых процессоров и 40 TMU.
В качестве памяти используются чипы Qimonda HYB18H512321BF-10 со временем доступа 1,0 нс, что соответствует эффективным 2000 МГц. Общий объем составляет 512 МБ, шина - 256 бит.
В отличие от старшей модели, память Radeon HD 4830 при сильной нагрузке функционирует на частоте 1800 МГц и на 500 МГц в режиме 2D (1986 и 1500 МГц соответственно у Radeon HD 4850).
Выяснить разгонный потенциал новинки не удалось, так как ни одна из утилит не смогла определить видеоакселератор - даже в закладке Overdrive контрольной панели драйверов ATI отсутствовали возможности тонкой настройки. Возможно, это связано именно с тестовым семплом или с еще сырыми драйверами. Во всяком случае, в продаже карты будут лишены подобных недостатков.
Тестирование
Тестирование проводилось на следующем стенде:
- Процессор:
- Intel Core 2 Extreme QX 9770 (3,2 ГГц@4 ГГц)
- Материнская плата:
- ASUS Striker II Formula (NVIDIA nForce 780i SLI)
- Оперативная память:
- Corsair XMS2 PC-6400 (4x1024 МБ, DDR2-800, 4-4-4-12-2T, dual channel)
- Жёсткий диск:
- Western Digital WD1600JD-00HBB0 (160 ГБ)
- Блок питания:
- Операционная система:
3DMark`06
В синтетическом пакете 3DMark’06 видеокарта Radeon HD 4830 медленнее старшей модели процентов на 11, что весьма неплохо при заявленной стоимости.
3DMark Vantage
А вот в 3DMarkVantageразница между картами достигает уже 28 %, что можно объяснить либо сыростью драйверов, либо хорошей масштабируемостью RV770, когда увеличение потоковых процессоров пропорционально росту производительности.
World in Conflict
В реальном приложении – игре World in Conflict, Radeon HD 4830 уже не так значительно отстает от старшей модели, при этом разница достигает 5-20 %, в зависимости от разрешения и качества графики. Если не активировать алгоритмы повышения качества изображения, то вряд ли можно заметь столь серьезное отставание нового решения. При включении сглаживания и анизотропной фильтрации и высоком разрешении игра может превратиться в слайд-шоу.
Unigine Tropics Demo
Вышедшая недавно демка Unigine Tropics Demo, демонстрирующая достаточно красивую графику, оказалась очень чувствительной к количеству исполняющих блоков – падение производительности на Radeon HD 4830 доходит до 35 процентов. Правда, карты работали на разных частотах, и точно определить зависимость от количества блоков можно лишь при одинаковых показателях. Но мы надеемся вернуться к данной теме после появления розничных карт, а не инженерных семплов.
Crysis
В Crysis без проблем можно играть при разрешении 1280x1024 – в среднем 34 FPS на Radeon HD 4830. С ростом разрешения и качества графики соответственно падает производительность, достигая 20-процентного разрыва между оппонентами.
Вывод
Компания AMD после перехода на унифицированную архитектуру никогда не практиковала выпуск более трех моделей на базе своего топового GPU. Невнятное начало с R600, на базе которого были выпущены Radeon HD 2900 XT/Pro/GT, с последующей работой над ошибками в лице RV670 и акселераторов Radeon HD 3870 X2, HD 3870/3850 на его основе – везде было только три видеоадаптера. Данную тенденцию продолжил RV770, но конъюнктура рынка требовала недорогое, но производительное решение стоимостью порядка 100-150 долларов. Тем более что эту нишу давно освободили карты серии GeForce 8600 GTS для продуктов на базе G92, с которыми конкурировать адаптеры на базе RV670 не могли по определению. В итоге AMD попросту уменьшила количество исполняемых блоков и рабочие частоты RV770, что позволило прицепить ценник с меньшей стоимостью по сравнению с Radeon HD 4850. Разница в производительности при этом достигла 20-30 %, что соизмеримо с различием в цене. Теперь решения семейства Radeon покрывают практически все сегменты рынка, а мы, пользователи, естественно только в выигрыше от такого изобилия продуктов.
Вернуться в раздел:
Видеоустройства