Русские документы
Ежедневные компьютерные новости RSS rusdoc.ru  Найти :
http://www.rusdoc.ru. Версия для печати.

Руководство для фрилансера по общению со «сложными» людьми

Раздел: Разные материалы @ 12.01.2010 | Ключевые слова: фриланс заказчик сложный человек

Автор: AleXSuS
Источник: habrahabr

Руководство для фрилансера по общению со «сложными» людьми Быть фрилансером, означает ли это, что вы больше не будете иметь дел с трудными людьми на работе?

На первый взгляд кажется, что это так. Как фрилансеры, многие из нас работают на себя (или по крайней мере, мы не находимся в офисе, окруженные другими людьми).

Проблемы в общении с Колей, который частенько громко разговаривает по телефону за соседней перегородкой по своим личным делам, в то время как вы пытаетесь работать или с Ирой, которая оккупировала ксерокс для личных нужд — исчезнут, если вы решите заняться фрилансом, как основной работой.

Однако, ни один фрилансер, на самом деле, не работает в одиночку. Мы можем находиться абсолютно одни в своём домашнем офисе, но всё-таки наш заработок зависит от других людей. Как минимум, всем фрилансерам приходится иметь дело с клиентами. Так мы зарабатываем.

Хотя мы, возможно, не сталкиваемся с теми ежедневными трудностями, которые встречаются при работе с другими людьми в офисе, фрилансеры все же должны знать, как вести дела с трудными людьми. Эта статья объяснит, в каких ситуациях вы можете столкнуться со сложными людьми и какие шаги стоит предпринять в таких случаях.

С чего начать?


Сначала это может ввести в ступор, когда вы, как фрилансер, будете вынуждены иметь дело с неким сложным человеком.

«Я думал, что покончил с этим, когда перестал работать на дядю», вы могли бы сказать про себя.

В то время как ежедневные проблемы могут быть не столь значимыми, риск при общении с трудными людьми, будучи фрилансером, гораздо выше, т.к. иногда даже ваш заработок может стоять на кону. Есть один главный вопрос, который нужно задать себе, когда вы столкнётесь с трудным человеком. Почему?

Почему именно с этим человеком сложно наладить контакт?

Есть, по крайней мере, три причины, почему фрилансеру может быть трудно найти общий язык с кем-либо:
  1. Различия в способах коммуникации. Общаться можно по-разному. С разными людьми удобней общаться каким-то определённым способом. Например, я предпочитаю общаться с помощью электронной почты. Как писателю, мне больше нравятся электронные письма, когда все нюансы проекта и его обсуждение изложены в письменной форме. Для некоторых из моих клиентов, тем не менее, электронная почта не является их предпочтительным способом связи. Они намного чаще предпочитают разговор по телефону.
  2. Разный уровень знаний. Это естественно, но неправильно предполагать, что все остальные знают столько же и понимают те же вещи, которые мы знаем и понимаем. Например, фрилансер может подумать, что клиент специально пытается снизить цену за большой объём работы. Хотя, иногда, клиент действительно не понимает всех специфических особенностей проекта.
  3. Разный жизненный опыт. По идее, невозможно знать то, что другой человек переживает в любой момент времени, если он сам не скажет вам. А особенно это верно, когда вы имеете дело с кем-то онлайн, с тем, кого вы никогда не встречали в реальной жизни. Важно помнить, что большинство людей ведёт себя совсем по-другому, когда они в стрессовом состоянии или находятся в трудной жизненной ситуации.
Как только вы поймёте, почему с человеком трудно общаться, вы сможете решить, что вам дальше делать. Обычно, у вас есть три варианта:
  • Постараться сохранить свои отношения с этим человеком.
  • Не обращать внимания на трудности в отношениях между вами.
  • Разорвать свои отношения с этим человеком.
Далее мы рассмотрим каждый из этих параметров подробнее.

Как сохранить отношения с трудными людьми?


Первое, что вы должны предпринять при столкновении с трудным человеком, это попытаться спасти отношения, особенно, если этот трудный человек — ваш клиент.

Даже если человек в настоящее время не является вашим клиентом, вы должны учесть, что мир фриланса может оказаться на удивление маленьким. Вы никогда не знаете, когда определённый человек может стать вашим клиентом или сотрудником. Если это в ваших силах, то вы должны попытаться поддержать отношения.

Если вы смогли обнаружить причину, почему с человеком трудно общаться, то в ваших силах исправить это. Чаще всего это будет означать, что вам придётся приспосабливаться работать иначе. В некоторых случаях придётся подавлять свою гордость.

Вот некоторые варианты решений для определенных проблем:

  1. Трудности в общении. Попытайтесь общаться по-другому. Если вас больше устраивает общение через электронную почту, но вы чувствуете, что другого человека не устраивает такой вид связи, то предложите ему обсудить проект по телефону. Если географически вы находитесь достаточно близко друг к другу, то вы можете предложить встретиться лично. Еще один действенный способ, сказать что-то вроде этого: «Мне кажется, что мы не совсем друг друга понимаем. Может я должен что-то делать иначе?»
  2. Трудности с уровнем знаний. Если возникает ситуация, когда вы знаете больше, чем другой человек, то обычно есть возможность обучить другого человека для того, чтобы вы могли лучше понять друг друга. Если вы выберите эту стратегия поведения, то убедитесь, что вы сделаете это тактичным способом, так, чтобы это не показалось высокомерным или вы не оказались «всезнайкой». Ни в коем случае не упрекайте другого человека в нехватке знаний о чём-либо.
  3. Трудности с жизненным опытом. Это может оказаться самой сложной проблемой для фрилансера, когда он сталкивается с трудным человеком. Кто-то может быть в трудной ситуации, и вы никогда точно не будете знать об этом. Если у вас были продолжительные отношения с этим человеком, вы можете сказать что-то типа этого, «В последнее время вы сами на себя не похожи, всё в порядке?» Даже тогда возможно, что он не расскажет вам о своих проблемах.

Когда стоит игнорировать трудных людей?


Несмотря на то, что сохранение отношений с человеком — обычно лучший вариант, стоит учесть, что бывают ситуации, когда лучше игнорировать таких людей.

Иногда вы можете не обращать внимание на трудности в отношениях и продолжать работать с человеком. Особенно верно это, если поведение, в основном, просто раздражает. Например, клиент, который просит ежедневно присылать ему отчёты о статусе проекта, это может раздражать, но нет никакой причины, почему вы не могли бы выполнить его просьбу и продолжить работать с ним.

В некоторых случаях, особенно когда человек не ваш клиент, вы можете просто проигнорировать его. Такой случай был у меня несколько месяцев назад. На моём личном блоге появился комментатор, который не соглашался с каждым моим утверждением. Сначала я отвечал на каждый его комментарий, но, в конце концов, я понял, что отвечать ему — не имеет смысла. Человек был не заинтересован в диалоге. В конечном счёте человеку это надоело и он ушёл.

Что предпринять, как последнее средство?


Радикальный вариант, который фрилансер может предпринять, это полностью прекратить отношения с трудным человеком. Я называю это последним средством потому, что назад дороги не будет.

Лучше всего не делать этот шаг, если вы не уверены. Никогда не принимайте это решение второпях. Вот несколько ситуаций, которые могут вынудить использовать этот вариант:
  • Отсутствие оплаты или оплата с большим опозданием.
  • Преследование или угрозы (они могут включать в себя судебные иски).
  • Просьба сделать что-либо незаконное или аморальное.
  • Частое враньё.

Расскажите, как вы ведёте себя со сложными людьми


Приходилось ли вам сталкиваться со сложными людьми за время вашей фриланс-карьеры? Как вы поступали с ними?

Эта статья переведена хабраюзером MaulNet и размещена по его просьбе, т.к. сам он по понятным причинам не может этого сделать — все плюсы и минусы направляйте ему, пожалуйста.


Вернуться в раздел: Разные материалы
© Copyright 1998-2012 Александр Томов. All rights reserved.