Русские документы
Ежедневные компьютерные новости RSS rusdoc.ru  Найти :
Новости
Последние поступления
Книжный магазин
  Hardware:
Видеоустройства
Системные платы
Процессоры
Мобильные устройства
Аудиосистема
Охлаждение системы
Накопители информации
КПК и ноутбуки
Телефоны и связь
Периферия
Система
Сети
Разные устройства
 
  Programming:
Web-разработка
Языки программирования
Технологии и теория
Разработка игр
Программная инженерия
 
  Software:
Операционные системы
Windows 7
Базы данных
Обзоры программ
Графика и дизайн
   
  Life:
Компьютерная жизнь
Разные материалы
   
Партнеры
Публикация
Правовая информация
Реклама на сайте
Обратная связь
Экспорт в RSS Экспорт в RSS2.0
    Читать в Яндекс.Ленте



3ds Max 2009 и 3ds Max 2009 Design: двойной удар

Раздел: Software / 3D графика @ 16.04.2008 | Ключевые слова: 3ds Max 2009 3ds Max 2009 Design обзор 3dmax версия для печати

Автор: Сергей и Марина Бондаренко
Источник: 3DNews

До сих пор компания Autodesk придерживалась неизменной традиции - каждый год, примерно в конце осени, она представляла новый релиз пакета для трехмерного моделирования и анимации 3ds Max. Выход каждой версии программы предварял анонс на выставке Siggraph (Special Interest Group on GRAPHics and Interactive Techniques), которая ежегодно проходит в июле-августе. Однако в этом году все сложилось иначе. Отступив от правила "одна версия в год", корпорация Autodesk преподнесла сюрприз, да еще какой! Выпустив не осенью, а весной, и не одну, а сразу две версии - 3ds Max 2009 и 3ds Max 2009 Design. Что же интересного в этих версиях, и в чем их различие, мы и попытаемся разобраться.

Перед тем, как устанавливать новый 3ds Max, теперь нужно выбирать между этими двумя версиями. Каждая из версий имеет собственный инсталлятор, и установить обе программы на одном компьютере одновременно нельзя. Размер инсталлятора для 3ds Max 2009 и 3ds Max 2009 Design примерно одинаковый.

По сравнению с прошлым релизом, он стал заметно "тяжелее". В обеих версиях он едва не дотягивает до гигабайта. Однако такой большой размер объясняется тем, что в инсталлятор включены версии для 32-битовой и 64-битовой систем, и в процессе установки можно выбрать нужную версию. Кроме этого, не нужно отдельно устанавливать файлы справки, NetFramework, DirectX и т.д. - все это уже "вшито" в инсталлятор. Видимо, решение об объединении 32 и 64-битовых версий было принято, чтобы не сбивать пользователей с толку слишком большим числом дистрибутивов.

Внешне 3ds Max 2009 и 3ds Max 2009 Design отличаются незначительно, разве что имеют разные логотипы при загрузке. Версия 3ds Max 2009 позиционируется как инструмент для разработчиков игр, а Design - для архитекторов и дизайнеров. Инструментарий обеих версий практически идентичен, хотя различия, естественно, есть. В состав 3ds Max 2009 входит SDK (набор инструментов для разработчиков), который исключен из версии Design. Зато в версии для архитекторов имеется новый набор инструментов Lightning Analysis. Отличия между версиями можно обнаружить и в некоторых настройках интерфейса. Так, в версии 3ds Max 2009 Design в качестве визуализатора, который используется по умолчанию, установлен mental ray.

1.jpg

2.jpg

Иными словами, если вы не можете определиться с тем, какой дистрибутив выбрать, то, скорее всего, имеет смысл устанавливать и использовать 3ds Max 2009 Design. Набор инструментов для разработчиков нужен очень небольшому числу пользователей, а вот новые инструменты Lightning Analysis, думается, будут интересны гораздо более широкой аудитории. Цена на обе версии одинакова ($3495), и других различий в функциональности между ними нет.

 

Изменения в интерфейсе и новые инструменты навигации

Изменения в интерфейсе бросаются в глаза сразу же после открытия окна 3ds Max. В каждом из окон проекций теперь присутствует новый элемент навигации - ViewCube (Навигационный куб). Уверены, что все, кто работает с 3ds Max, по достоинству оценят возможности этого "кубика".

3.gif

В процессе работы с трехмерной сценой 3d-художнику нужно оперативно менять вид в окне проекции. Чтобы быстро рассмотреть сцену с нескольких точек, раньше приходилось переключаться между окнами проекций или же создавать виртуальные камеры и переключаться между ними.

Теперь же эту задачу несколько упрощает элемент навигации ViewCube, который дает возможность быстро менять вид в окне проекции. При этом в окне проекции постоянно отображается значок виртуального куба, который привязан к пространству 3ds Max. Вращение этого куба вызывает поворот пространства трехмерной сцены относительно центра глобальной системы координат, которая используется программой.

Каждая сторона куба обращена к определенному виду проекции и содержит надпись. Например, надпись Right говорит о том, что эта сторона повернута в направлении проекции Right, то есть на вид справа. При щелчке на стороне, ребре или вершине значка ViewCube, пространство трехмерной сцены поворачивается так, чтобы выбранный элемент был в фокусе.

Интересно, что переключение происходит не мгновенно, а как в компьютерной игре - трехмерная сцена вращается, повторяя движение куба навигации. Кроме этого, ViewCube представляет собой своеобразный компас, который дает возможность пользователю сориентироваться в виртуальном пространстве, отображая условный Юг-Запад-Север-Восток, а также направления проекций.

Рядом со значком ViewCube есть крохотный значок в виде домика. Щелчок по этому значку возвращает то положение вида окна проекции Perspective, которое используется программой по умолчанию. Щелчком правой кнопкой мыши по ViewCube можно вызвать небольшое меню, при помощи которого можно изменить "домашний" вид перспективы, а также открыть окно настроек этой опции. В нем можно отключить отображение ViewCube, включить его только для активного окна, уменьшить непрозрачность. Последняя возможность очень удобна, поскольку при установке значения 0% ViewCube будет показываться только при наведении курсора, а значит, не будет загромождать место в окне проекции.

4.jpg

В левом нижнем углу появился еще один новый элемент навигации 3ds Max - так называемое Steering Wheel (Колесо управления). Эта новинка чем-то напоминает программное обеспечение для многокнопочных мышей, когда возможности манипулятора расширяются благодаря всплывающему в области курсора меню, из которого можно выбрать нужную операцию.

5.jpg

Steering Wheel представлено в виде меню, которое следует за курсором и позволяет быстро менять используемый инструмент навигации, не обращаясь к кнопкам в правой нижней части окна программы или к горячим клавишам. На выбор пользователя предоставляется несколько вариантов меню Steering Wheel: Full Navigation Large Wheel, Full Navigation Mini Wheel, View Object Mini Wheel. Они отличаются набором инструментов навигации, а также размером и формой. Проще всего подобрать наиболее удобное для вас меню в процессе работы.

Небольшое меню Mini Wheel, скорее всего, понравится опытным пользователям 3ds Max, зато Full Navigation Large Wheel смогут оценить новички. Обратим ваше внимание на функцию Rewind, которая, в отличие от других команд, не является повторением инструментов навигации 3ds Max, существовавших ранее. При помощи этой команды вы можете перемещаться к тем видам сцены, которые были активны ранее. Эта функция, несомненно, понравится тем, кто чувствует себя в виртуальном трехмерном пространстве не очень уверенно. Если вы "заблудились", то с ее помощью сможете быстро вернуться туда, где были до этого.

6.jpg

Чтобы отобразить или скрыть меню Steering Wheel, нужно нажать сочетание клавиш Shift+W, а выбор типа "колеса" выполняется в меню Views> Steering Wheels.

Некоторые другие незначительные изменения в интерфейсе программы не так заметны, и видны уже непосредственно в процессе работы с трехмерной сценой. Например, можно заметить отсутствие меню reactor, инструменты которого дублировали кнопки на одноименной панели инструментов и на командной панели.

В главном меню были сделаны и некоторые другие изменения, призванные упорядочить многочисленные команды. Например, инструменты для выравнивания, которых из версии в версию становилось все больше и больше, теперь находятся в отдельном подменю по адресу Tools>Align. Точно так же были объединены в подменю инструменты для управления отображением источниками света и тенями в окнах проекций, а также средства для отображения фонового изображения. Каждой из этих групп команд теперь выделено собственное подменю в меню Views.

В окно программы также добавлена информационная панель InfoCenter, которая дает возможность быстро выполнить поиск по справочным и информационным ресурсам. Справка для 3ds Max достаточно объемна и состоит из нескольких файлов - собственно руководства по программе; файла, в котором помещены уроки; справочной системы mental ray, информации по использованию MaxScript и руководству по Backburner.

Удобство InfoCenter состоит в том, что этот модуль выполняет поиск сразу по всем справочным файлам и показывает результаты поиска в виде названий разделов, в которых обнаружены ключевые слова. Щелчок по ссылке в результатах поиска - и нужный файл открывается на соответствующем разделе. Таким образом, время, которое необходимо на поиск информации, существенно сокращается, особенно, если нужно найти что-то в нескольких справочных ресурсах.

7.jpg

InfoCenter ищет ключевые слова не только по файлам справки, но и на форуме Autodesk. При желании можно исключить некоторые ресурсы из области поиска, а также добавить другие файлы справки в поддерживаемых форматах (CHM, HTML, PDF, DOC, TXT).

8.jpg

 

Визуализация

В глубине души, наверное, каждый пользователь 3ds Max надеется, что новая версия программы позволит быстрее просчитывать сцены. В этой версии никакого чуда не произошло, и на просчет сцен, как и раньше, будет уходить достаточно много времени. Впрочем, это не означает, что модуль визуализации не претерпел никаких изменений. Программисты Autodesk добавили ряд небольших, но очень полезных нововведений, которые ускоряют настройку визуализации.

Наиболее заметным из них является усовершенствованный интерфейс окна буфера кадра. Это окно пользователи 3ds Max видят каждый раз при визуализации сцены. Ранее в нем было несколько кнопок для сохранения результата визуализации в файл, просмотра изображения в оттенках серого, распечатывания результата и некоторые другие. Теперь же окно содержит гораздо больше возможностей. Все параметры, вынесенные в окно буфера кадра, существовали в программе и ранее, но доступ к ним непосредственно из Rendered Frame Window может существенно ускорить настройку визуализации.

9.jpg

Например, в окне буфера кадра теперь можно указать, из какой проекции необходимо отрендерить изображение (раньше это можно было сделать только в окне настроек визуализации), выбрать одну из доступных заготовок для визуализации, выполнить просчет только выделенных объектов сцены или того фрагмента, который указывается при помощи рамки выделения. В списке, расположенном под кнопкой Render, можно выбрать один из двух режимов визуализации - Production и Iterative. Первый стоит использовать во время конечной визуализации, а новый вариант Iterative - при подборе параметров сцены. В этом режиме игнорируются некоторые настройки рендеринга, указанные в окне Render Setup. В частности, выполняется визуализация только текущего кадра (без анимации), не задействуется сетевой рендеринг, файл не сохраняется по указанному пути и пр.

При использовании рендерера mental ray в нижней части окна буфера кадра появляются дополнительные параметры, дублирующие наиболее важные и часто используемые настройки этого визуализатора. Например, можно быстро выбрать точность просчета сглаживающего фильтра, Final Gather, исключить из визуализации мягкие тени, отражения, преломления и т.д. Изменения, которые вносятся в эти настройки в окне буфера кадра, влекут за собой соответствующие изменения в окне Render Setup.

Среди дополнительных возможностей окна буфера кадра стоит обратить особое внимание на флажок Subset Pixels (of selected objects). При его установке выполняется визуализация только выделенных объектов, однако, в отличие от рендеринга в режиме Selected, при просчете учитываются все параметры сцены, которые влияют на внешний вид выделенных объектов - тени, непрямое освещение, отражение и т.д. Кроме этого, если после визуализации в режиме Selected содержимое окна буфера кадра очищается, и в нем остаются только выделенные объекты, при использовании опции Subset Pixels (of selected objects) в окне буфера кадра остается изображение, визуализированное ранее, и замещаются только пиксели, которые используются вновь просчитанными объектами. Таким образом, новая возможность делает удобной выполнение тестовой визуализации, когда вы можете вносить изменения в один из объектов и видеть, как это будет отражаться на всей сцене, не выполняя повторную визуализацию всего проекта.

 

mental ray

Рассказывая о нововведениях окна Rendered Frame Window, мы уже затронули некоторые улучшения интегрированного в 3ds Max визуализатора mental ray. С каждой новой версией 3ds Max число дизайнеров, использующих этот фотореалистичный визуализатор, увеличивается. Рискнем предположить, что после массового внедрения 3ds Max 2009 количество пользователей mental ray возрастет еще больше, ведь разработчики Autodesk делают все возможное, чтобы сделать его достойным конкурентом дополнительных модулей для визуализации, постоянно добавляя в него новые возможности и в то же время упрощая работу с ним.

В 3ds Max 2009 появился новый объект mr Proxy, благодаря которому можно выполнять визуализацию "тяжелых" сцен, состоящих из большого числа одинаковых или похожих объектов. Примерами таких сцен могут быть лес с тысячами деревьев, зрительный зал с сотнями кресел и т.д.

Принцип использования объекта mr Proxy должен быть знаком тем, кто работает с подключаемым визуализатором V-Ray, поскольку в нем такая функция появилась уже достаточно давно. Ее суть состоит в том, что в сцене создается так называемый объект-источник, который используется в качестве образца. Сведения о геометрии этого объекта сохраняются в отдельном файле в формате mr Proxy. После этого объекты Proxy загружаются в сцену, где они представлены в виде набора вершин, которые позволяют оценить размер и примерную форму объекта. Каждый объект mr Proxy можно поворачивать, перемещать, масштабировать, а также определять материал, отличный от других. Однако в геометрию таких объектов нельзя вносить изменения, это можно сделать только с объектом-источником. Сцена, состоящая из объектов mr Proxy, визуализируется гораздо быстрее, чем если используется объект и его копии. Важно также, что на просчет сцены с mr Proxy требуется гораздо меньше памяти, поэтому использование этой функции дает возможность избежать сообщений о ее нехватке, иногда возникающих при попытке визуализации сложных сцен.

10.gif

При выборе mental ray в качестве текущего визуализатора сцены, становится доступным целый набор новых материалов, объединенный общим названием ProMaterials. Все они созданы на основе материала Arch&Design, который впервые был представлен в 3ds Max 9. Фактически, ProMaterials представляют собой заготовки для создания материалов, которые чаще всего используются в архитектурной визуализации. При помощи этого набора материалов можно создать реалистичный металл, керамику, бетон, стекло, пластик, камень и другие типы поверхностей. Каждый из материалов имеет достаточно простые настройки, большинство из которых являются не числовыми, а описательными. Например, настраивая пластик, можно выбрать один из вариантов поверхности: полированная, блестящая или матовая.

11.jpg

 

Материалы

Новый набор материалов ProMaterials - это не единственное улучшение 3ds Max 2009, которое касается работы с картами и материалами. Другие нововведения смогут оценить все пользователи программы, а не только те, кто использует mental ray.

Прежде всего, стоит обратить внимание на обновленную карту Composite, которая была изменена до неузнаваемости. При помощи этой карты можно создать сложный материал, состоящий из нескольких карт, наложенных друг на друга с использованием альфа-канала и других способов. В 3ds Max 2009 карта Composite стала похожа на палитру Layers в Photoshop. Каждая карта, которая входит в состав Composite, это отдельный слой, для которого можно устанавливать уровень непрозрачности, подбирать режим смешивания, добавлять маску (в качестве маски может использоваться любая карта) и выполнять другие операции, знакомые пользователям Photoshop. Так, можно быстро сделать слой-карту невидимой, спрятать маску слоя, сделать его копию и т.д. Двадцать пять режимов смешивания дают возможность гибко управлять внешним видом полученного материала.

12.jpg

Новая карта Color Correction тоже добавляет в 3ds Max те возможности, которые ранее можно было получить, работая в Photoshop или же в программах для композитинга и монтажа Autodesk Toxik и Combustion. C помощью Color Correction можно выполнить цветокоррекцию других карт. Настройки карты представлены несколькими ползунками, которые дают возможность изменить оттенок, подобрать насыщенность цветов, а также управлять яркостью и контрастом. Color Correction может использоваться как вложенная карта. Иными словами, если вы, например, назначили для одного из каналов материала карту Bitmap, то вы можете добавить Color Correction в виде вложенной карты и с ее помощью изменить цвета на растровом изображении, не покидая окна 3ds Max.

13.jpg

 

Освещение

В предыдущей версии 3ds Max впервые была представлена возможность отображения теней в окне проекции. Однако на многих компьютерах эта функция работала некорректно, многие пользователи жаловались на то, что на их рабочих станциях установлены современные видеокарты, но теней они все равно не видят. В 3ds Max 2009 многие ошибки исправлены, и тени отображаются вполне корректно.

Заглянув в раздел командной панели, где находятся фотометрические источники света, вы обнаружите, что их число уменьшилось. В 3ds Max 2009 можно создать два типа таких источников: Target и Free, а Sun и Sky теперь доступны только при использовании систем освещения Sunlight и Daylight (кроме этого, есть mr Sky Portal, но в данном случае мы говорим об источниках, которые используются со стандартным визуализатором).

14.jpg

Новый свиток Templates содержит список предварительных заготовок для разных типов осветителей. Выбор шаблона существенно упрощает выбор параметров для источников света. Кроме этого, в настройках фотометрических источников света появилась возможность установки области затухания, добавлены новые варианты формы источника, которая используется для отбрасывания теней, появилась диаграмма, показывающая распространение света при выбранных параметрах источника.

Одним из самых досадных промахов в настройке освещения сцены являются слишком освещенные участки изображения, которые выглядят как сплошные белые пятна. Визуализация сложной сцены, например, интерьера офиса, занимает довольно много времени, и тем обиднее наблюдать собственную ошибку, допущенную в настройках визуализатора, спустя несколько часов ожидания. Новая система Lightning Analysis, которая включена только в версию 3ds Max 2009 Design, заметно увеличивает вероятность правильной настройки освещения.

Эта система выполняет анализ освещенности и демонстрирует карту с выборкой распределения света, по которой можно судить о том, какие участки изображения освещены слишком сильно, а какие - недостаточно. Анализ освещенности можно выполнять с помощью вспомогательного объекта Light Meter, который собирает статистику световых уровней в своей плоскости. Light Meter удобно использовать, например, для того, чтобы узнать, насколько освещен тот или иной участок сцены. Цвета, в которые окрашивается вспомогательный объект Light Meter в окне проекции, помогают визуально оценить уровень освещенности. Помимо цвета, о степени освещенности можно судить по цифровым данным, которые отображаются непосредственно в плоскости вспомогательного объекта.

15.jpg

Если нужно получить общую информацию об освещенности конечного изображения, можно использовать другую функцию Lightning Analysis, которая называется Image Overlay. Она накладывает на отрендеренную картинку слой с цифровыми данными о степени освещенности изображения.

 

Заключение

Несмотря на то, что между выпуском 3ds Max 2008 и 3ds Max 2009 прошло всего лишь полгода, в новой версии было представлено довольно много интересных нововведений, о наиболее важных из которых мы рассказали в этом обзоре. В целом, новую версию можно считать достаточно удачной, ведь большинство новых возможностей будет полезно для многих пользователей 3ds Max.

Однако, скорее всего, переход пользователей на 3ds Max 2009 (по крайней мере, в первое время) будет сдерживать то, что новая версия не поддерживает плагины, созданные для предыдущих версий программы. Несмотря на то, что новые версии дополнительных модулей уже начали появляться, пройдет время, пока пользователи смогут получить весь необходимый набор привычных дополнений и перейти на 3ds Max 2009.

Например, все еще не выпущена версия популярного визуализатора V-Ray, которую обещают в двадцатых числах апреля. Несмотря на то, что система визуализации mental ray в 3ds Max 2009 была заметно улучшена, вряд ли дизайнеры, привыкшие к V-Ray, за которым давно закреплена область архитектурной визуализации экстерьеров и интерьеров, станут отказываться от своих наработок и переходить на другой движок визуализации.

Как уже было сказано в начале обзора, различие между версиями 3ds Max 2009 и 3ds Max 2009 Design довольно скромное, и многие пользователи программы уже успели высказать негодование по этому поводу. В частности, на популярных форумах CGSociety.org, где с пользователями общаются даже разработчики 3ds Max, многие говорят о том, что дизайнерам, работающим с архитектурными проектами, SDK нужен не менее, чем тем, кто занимается разработкой компьютерных игр.

В любом случае, разделение 3ds Max на две версии - это лишь первый эксперимент, скорее всего, с прицелом на будущее. По всей видимости, серьезные отличия между двумя релизами появятся в следующих версиях, когда каждая из программ будет эволюционировать по своему собственному пути и приобретать новые инструменты, необходимые именно в том сегменте, на который она ориентирована.

Триал-версию 3ds Max 2009 можно скачать отсюда, а триал-версия 3ds Max 2009 Design доступна тут.

Это интересно:








версия для печатиРаспечатать статью


Вернуться в раздел: Software / 3D графика


Реклама:
Читать наc на:

Add to Google
Читать в Яндекс.Ленте






Rambler's Top100
© Copyright 1998-2012 Александр Томов. All rights reserved.