Русские документы
Ежедневные компьютерные новости RSS rusdoc.ru  Найти :
Новости
Последние поступления
Книжный магазин
  Hardware:
Видеоустройства
Системные платы
Процессоры
Мобильные устройства
Аудиосистема
Охлаждение системы
Накопители информации
КПК и ноутбуки
Телефоны и связь
Периферия
Система
Сети
Разные устройства
 
  Programming:
Web-разработка
Языки программирования
Технологии и теория
Разработка игр
Программная инженерия
 
  Software:
Операционные системы
Windows 7
Базы данных
Обзоры программ
Графика и дизайн
   
  Life:
Компьютерная жизнь
Разные материалы
   
Партнеры
Публикация
Правовая информация
Реклама на сайте
Обратная связь
Экспорт в RSS Экспорт в RSS2.0
    Читать в Яндекс.Ленте



Диджеями становятся!

Раздел: Software / Аудио @ 10.03.2008 | Ключевые слова: музыка на компьютере как создавать музыку MIDI синтезатор аналитика компьютер диджей версия для печати

Автор: Владимир Ляпоров
Источник: Russian Digital

Очевидно, что цифровые технологии проникли во все сферы жизни, в том числе в область культуры и искусства вообще и музыки в частности. Теперь, имея лишь компьютер и желание творить, можно создавать музыкальный продукт самого серьезного качества. Такой как у великих (ну или почти такой).

Вольфванг А. Моцарт
Вольфванг А. Моцарт

Даже в самых смелых мечтах музыкальные гении прошлого не могли вообразить перспективы, которые откроет человечеству технический прогресс. Во времена Моцарта или Паганини представить себе нечто похожее на цифровые технологии было вообще невозможно. Сегодня же ни один концерт, на котором исполняются произведения великих мэтров, не обходится без этих самых цифровых технологий. Мало того, что зал консерватории рассчитывается согласно ряду правил и формул с целью достижения наилучшей акустики, так еще и не редко использование звукорежиссерских пультов, управляющими едва ли не всей сложной техникой, находящейся в зале. Если же говорить о современном музыкальном контенте, представить его существование без тех же самых технологий вообще не представляется возможным.

Современному Григу для реализации творческого потенциала (конечно, при условии наличия последнего) уже не нужно то, без чего было не обойтись Григу настоящему — весьма солидного достатка и штата учителей. К примеру, в 18-19 веках композитор не мог творить без кипы нотных тетрадей, дорогостоящего музыкального инструмента, не мог он состояться и без преподавателей, которые объясняли юному дарованию азы нотной грамоты. И это еще далеко не все — композитор того времени, желающий создать шедевр, должен был быть приближен к богемным кругам, чтобы иметь возможность слышать результаты трудов своих современников.

В глазах творцов Эпохи Возрождения современные композиторы выглядели бы настоящими счастливчиками. На всевозможных развалах — тысячи учебников по музыке, кипы компакт-дисков с новейшим материалом, но самое главное — в свободном доступе гигабайты разнообразнейшего софта, предназначенного для создания музыки и ее обработки, а также десятки сервисов, помогающих реализовать промокампанию в поддержку собственных творений. Ну и, конечно, композитору уже не так необходим целый симфонический оркестр, который будет исполнять его композиции. Как после всего этого не замахнуться на знаменитую 39-ю Вольфганга Амадея!

Автоматизация и систематизация

Невозможно даже вообразить, сколько мозолей натер Вивальди, переписывая раз за разом такты своих знаменитых опер в попытках обогатить гармонию той или иной части произведения. Или сколько времени и сил было потрачено на то, чтобы в домашних условиях полностью сыграть сочиненное, стремясь хоть приблизительно представить, как симфония будет звучать в исполнении оркестра.

А сегодня нам для этого достаточно совершить несколько нехитрых манипуляций обыкновенной компьютерной мышью, причем достаточно лишь догадываться об азах нотной грамоты, полагаясь исключительно на собственные ощущения.

Prophet 600
Prophet 600

Кажется, что композитор XXI века лишен необходимости что-либо знать. Но, конечно же, это не так — кое-что знать все же нужно. Один из столпов современных музыкальных технологий — интерфейс MIDI (Musical Instrument Digital Interface), который уже повсюду, и обойти его практически невозможно, потому что вся цифровая аппаратура, предназначенная для воспроизведения каких-либо нотных структур, «разговаривает» друг с другом исключительно на языке MIDI. При этом необходимо уяснить, что под «аппаратурой» подразумеваются не только физические железные синтезаторы, но и программные аналоги (к которым мы вернемся чуть позже).

Стандарт MIDI предназначен для пересылки специфических данных от одного аппарата к другому. Их специфика заключается в том, что MIDI передает не звук как таковой, а последовательность событий, являясь неким штурманом на пути к хиту. Событие MIDI подразумевает исключительно технические характеристики ноты, которая должна прозвучать: высоту, длительность, громкость, панорамирование, вибрацию и т. п. Проще говоря, MIDI предназначен для того, чтобы передать от одного устройства другому партитуру той или иной части композиции; при этом возможностей у MIDI куда больше, чем у нотной тетради. Звучание же партитуры зависит от того, какому аппарату предназначается MIDI-сигнал.

Reason - это виртуальная музыкальная студия
Reason - это виртуальная музыкальная студия

Интерфейс MIDI был изобретен в первой половине 1980-х годов, когда с развитием аналоговых синтезаторов и робким внедрением цифровых технологий возникла проблема совместимости (вернее, полной несовместимости) моделей разных производителей. Озадаченные идеей совместимости люди, близкие к делам музыкальным, во главе с Дэйвом Смитом разработали в 1983-м первую спецификацию MIDI. Вслед за тем увидел свет первый синтезатор с поддержкой MIDI — Prophet 600. И уже буквально через пару лет большинство электронных устройств получило поддержку MIDI-интерфейса. Производители — и между прочим, музыканты — пришли в полнейший восторг.

Как все это работает

Формат MIDI развивается постоянно, и сегодня без него уже не может представить свою жизнь ни один композитор. В нынешнем состоянии MIDI присутствует даже в каждом компьютере — вернее, является важным компонентом аудиокарты. Что уж говорить о профессиональном оборудовании, которое в обязательном порядке комплектуется соответствующими разъемами… Или о специализированных MIDI-клавиатурах — они выглядят как обычные фортепианные клавиатуры, однако звучать сами по себе не могут. Созданы они исключительно для того, чтобы музыкант мог пальцами сыграть нужную ему партию, которую MIDI-клавиши интерпретируют в сигнал формата MIDI и передадут на аппаратный или программный секвенсор.

Раз уж заговорили о синтезаторах да клавишах, стоит отметить, что синтезатор — это та же самая MIDI-клавиатура, но в одном блоке с синтезаторным модулем, получившим в народе гордое наименование «мозги». Он как раз и формирует структуру и форму звуковой волны, которая накладывается на пакет сообщения MIDI, где содержится вся информация о MIDI-событии; таким образом возникает звук.

Нет предела совершенству, посему производители стремятся создать устройства, дающие максимально широкие возможности в области получения звука. Одним из наиболее демократичных вариантов является агрегат, который на заре своего рождения вовсе не мыслился как музыкальный. Речь идет о компьютере. Что же такое виртуальный синтезатор и как он работает? Виртуальный синтезатор — это компьютерная программа, которая выполняет те же самые функции, что и синтезатор аппаратный, причем для работы виртуального синтезатора не нужны никакие дополнительные устройства. Они могут понадобиться со временем, когда автор поймет, каким путем будет проще создавать то, что он задумал.

Синтезатор является механизмом, который создает звук, используя генераторы звуковых волн, при этом существует несколько типов синтеза звука — аддитивный, субтрактивный, FM-синтез, волновой и т. д. Методов выполнения этого синтеза еще больше, существуют гибридные устройства, которые способны совмещать различные типы синтеза. Да и сами по себе синтезаторы тоже бывают разных типов. Первые синтезаторы были аналоговыми и выполняли лишь аддитивный и субтрактивный синтезы, которые осуществлялись с помощью электрических цепей. Постепенно аналоговые синтезаторы заменялись цифровыми, куда более совершенными, — они генерировали звук путем наложения различных волновых форм, фильтров, огибающих и прочих прелестей.

Minimoog считается «первым коммерчески успешным синтезатором»
Minimoog считается «первым коммерчески успешным синтезатором»

Очевидно, что музыкальный инструмент, именуемый синтезатором, превратился в компьютер узкой специализации. Так почему же компьютер широкой специализации, домашний компьютер, не может заменить синтезатор? Еще как может, причем используя самые обыкновенные комплектующие ПК. Виртуальные синтезаторы — это те же самые цифровые синтезаторы, но исполненные в виде программы. Они, как правило, полностью совместимы с самыми популярными секвенсорами (Reason, Cubase, FL Studio).

Суть действия виртуальных синтезаторов такая же, как и в синтезаторах железных: на устройство посылаются данные о событиях, которые обрабатывается синтезирующим компонентом, выдающим звук. Элементарно! Программа получает список нот, которые должна воспроизвести, анализирует сведения о высоте, длительности, громкости ноты, времени ее проигрывания и остальную сопутствующую информацию.

Но работать одновременно с десятками программ, постоянно переключаясь от одной к другой, неудобно. Как бы упростить этот многоступенчатый процесс? Решение существует и активно используется во всем мире. Речь идет об уже упомянутых виртуальных секвенсорах, которые по сути являются виртуальным аналогом студии, со всеми присущими ей компонентами и возможностями. Виртуальный секвенсор — это в некотором роде менеджер, который может управлять виртуальными синтезаторами, организовать их работу и, конечно, облегчить жизнь композитору.

У секвенсора невероятное множество самых разноплановых функций, полезных автору. Поверьте, вкупе с небольшим объемом программ и небольшой нагрузкой на системные ресурсы все это начинает казаться музыкальным раем. Благодаря секвенсору в одном рабочем окне можно использовать несколько синтезаторов и эффектов. Программы такого типа позволяют вольготно соединять нужные мелодии в нужном порядке, накладывать аранжировки и эффекты.

Будущее музыки

Сегодня персональный компьютер предлагает широчайшие возможности по созданию музыки всех направлений. Виртуальные синтезаторы позволяют «накручивать» любые звуки, благодаря свободному совмещению волновых форм можно получать принципиально новое звучание (к примеру, успех композиции Satisfaction Benny Benassi не был бы столь сокрушителен, если бы не своеобразный «саунд»), а эффект процессоры могут переворачивать абсолютно все звуки в любую сторону и преподносят слушателю получившийся результат с любого ракурса. Однако возникает вполне резонный вопрос: зачем тогда кто-то использует студии и традиционные музыкальные инструменты — гитары, фортепиано?

Дело в том, что акустический инструмент звучит, основываясь исключительно на законах природы, и при воспроизведении ноты появляется большое количество случайных призвуков, которые делают музыку насыщеннее. Сейчас делаются попытки создать виртуальные синтезаторы, симулирующие звуки гитары, рояля, скрипки и т.д. Но вот все они звучат слишком ненатурально. Электроника, конечно, помогает творить, но не отменяет старые музыкальные инструменты.

Важный музыкальный процесс

Казалось бы, дело подходит к логическому завершению: мелодии написаны, аранжировки разложены, эффекты присутствуют… Пора записывать? Однако существует еще такая штука, как мастеринг. Это подготовка композиции к звучанию, процесс очистки, шлифовки звука. Последний, так сказать, смотр. При записи аудиопластинки, состоящей из нескольких композиций, без мастеринга материала обойтись невозможно. Это если не самая главная, то одна из важнейших задач мастеринг-инженера — необходимо заставить весь материал пластинки звучать приблизительно одинаково, чтобы слушателю не приходилось при проигрываним альбома дергать туда-сюда ручки громкости своей акустики или постоянно переключать эквалайзер.

Во время мастеринга фонограммы исходный материал пропускается сквозь систему фильтров, эквалайзеров, лимитеров, компрессоров и прочих эффектов, предназначенных для очистки фонограммы от лишних шумов, снижения/повышения определенных частот, улучшения выразительности звука.

Качество мастеринга в условиях студии зависит от способностей звукорежиссера; соответственно, качество мастеринга в домашних условиях зависит от способностей автора, он же композитор, он же пользователь. Делать все придется самому, но что самое приятное — особых талантов все же не требуется. Единственное, что надо уметь, — полагаться на собственный вкус и при этом относиться к своим способностям со здоровой долей самокритики, потому что композитор всегда должен стремиться к совершенству.

Домашняя студия

В домашней студии, вооружившись компьютером, большую часть работы по созданию музыки можно делать самостоятельно. Нужно лишь иметь подходящую аудиокарту. Выбирая ее, обратите внимание на наличие MIDI-разъемов. Конечно, вы можете подсоединить MIDI-клавиатуру и по USB, но лучше все же сделать это через специализированный интерфейс. При соединении через USB возникает задержка между нажатием клавиши клавиатуры и попаданием звука в аудиокарту и используемые устройства.

При выборе аудиокарты обычно обращают внимание на обещанный производителем динамический диапазон частот. Воспроизводить заявленные частоты карта, скорее всего, будет, но о том, как именно она их воспроизведет, никто обычно не пишет — а это важно. Можно обратить внимание на соотношение «сигнал/шум», но этот показатель сильно зависит от методов измерения, о которых производители также скромно умалчивают. Параметров, которые можно встретить на коробках со звуковыми картами, не так много.

Среди них, например, количество линейных и нелинейных искажений, но большинство современных аудиокарт уже вплотную подошли к совершенству, и подобные показатели исчисляются долями процентов, поэтому обращать на них внимание не стоит.

Куда важнее для наших целей АЦП/ЦАП, потому что основную работу в процессе рендеринга выполняют именно эти преобразователи. Есть золотое правило звукорежиссера: чем выше сигнал на входе АЦП (конечно, в пределах разумного), тем качественнее и чище получится в итоге звук.

И все же музыка в целом — дело весьма субъективное; поэтому самый главный инструмент композитора — внутреннее чутье и чувство прекрасного. Ну и, конечно, полная свобода творчества — нет никаких незыблемых идеалов, к которым необходимо было бы стремиться.

Что ждет композитора?

Технический прогресс и развитие социальных сетей дают возможность осуществить промокампанию собственного творчества, не выходя из дома и не вкладывая денег. Если композиция в сети окажется и впрямь замечательной, люди будут давать друг другу ссылки на нее, слушать и восторгаться. Несмотря на схожие принципы работы, в каждой сети есть своя особенность.

К примеру, сеть last.fm занимается глобальной «переписью музыкального населения» и сохраняет все, что слушают пользователи сервиса, организовывает информацию по жанрам, похожим исполнителям, а также предлагает афишу ближайших мероприятий.

Если на сервисе есть материал исполнителя, на странице появится флеш-плеер, и пользователи Паутины смогут послушать эти произведения. MySpace.com, ставший уже культовым, не может предложить классификацию по жанрам и стилям, зато может предоставить более широкою и, что важнее, более активную аудиторию, гуляющую по просторам сервиса и слушающую никому неизвестных персонажей.

К примеру, британский брейккор-проект Techdiff стал известным на просторах MySpace.com, а сейчас регулярно дает концерты в известных клубах Москвы. Но здесь не все так радужно — внимательно читайте правила пользования сервисом (если они есть), потому что, выкладывая плоды своего вдохновения на сервер, вы можете ненароком передать администрации сайта все права на ваши собственные композиции.

Все вышесказанное — лишь краткий курс молодого бойца-композитора. Чтобы описать тонкости и нюансы, не хватит не то что номера журнала, а и толстой энциклопедии. Мы сделали лишь введение в тему — но и эта информация позволит желающему начать. Разобравшись, что к чему, новичок увидит безграничный океан творческих возможностей, оценит плюсы и минусы тех или иных подходов и приемов, выработает собственные принципы создания музыкального контента и, быть может, когда-нибудь станет звездой. Почему бы и нет! Писать музыку нетрудно — если, конечно, захотеть.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Программы

Adobe SoundBooth CS3
Adobe SoundBooth CS3

Adobe SoundBooth CS3
http://www.adobe.com/

Один из новейших аудиоредакторов, наделенный мощнейшим пакетом возможностей, таких как быстрое и эффективное очищение звука от посторонних шумов, редактирование фонограммы с помощью эффектов и фильтров.

Adobe Audition
Adobe Audition

Adobe Audition
http://www.adobe.com/

Профессиональный аудиоредактор с широчайшими возможностями ― от реставрации попорченных шумами фонограмм, до сложнейших операций по мастерингу, сведению, звукорежиссуре — позволяет кроме всего прочего компоновать фонограммы в целостный саундтрек.

Cubase SX
Cubase SX

Cubase SX
http://www.steinberg.net/

Профессиональный секвенсор, дающий возможность работать с 6-канальным звуком, полностью поддерживает MIDI-совмеcтимые устройства, а также интерфейсы ASIO и DirectSound, позволяет работать с VST-обеспечением.

FL Studio
FL Studio

FL Studio
http://www.flstudio.com/

Полупрофессиональный секвенсор с интуитивно понятным интерфейсом наделен множеством гибких функций (поддержка MIDI, VST, DX, интефейсов DirectSound и ASIO)? имеет встроенный микшер.

Guitar Pro
Guitar Pro

Guitar Pro
http://www.guitar-pro.com/

Мощнейший редактор партитур позволяет сохранять партитуры или даже целые композиции в формате MIDI. В основном предназначен для работы с табулатурами гитары, бас-гитары или банджо.

Это интересно:








версия для печатиРаспечатать статью


Вернуться в раздел: Software / Аудио


Реклама:
Читать наc на:

Add to Google
Читать в Яндекс.Ленте






Rambler's Top100
© Copyright 1998-2012 Александр Томов. All rights reserved.