Русские документы
Ежедневные компьютерные новости RSS rusdoc.ru  Найти :
Новости
Последние поступления
Книжный магазин
  Hardware:
Видеоустройства
Системные платы
Процессоры
Мобильные устройства
Аудиосистема
Охлаждение системы
Накопители информации
КПК и ноутбуки
Телефоны и связь
Периферия
Система
Сети
Разные устройства
 
  Programming:
Web-разработка
Языки программирования
Технологии и теория
Разработка игр
Программная инженерия
 
  Software:
Операционные системы
Windows 7
Базы данных
Обзоры программ
Графика и дизайн
   
  Life:
Компьютерная жизнь
Разные материалы
   
Партнеры
Публикация
Правовая информация
Реклама на сайте
Обратная связь
Экспорт в RSS Экспорт в RSS2.0
    Читать в Яндекс.Ленте



Matthias Ettrich — человек-KDE. О кроссплатформенности, Qt4, и конечно же — KDE!

Раздел: Software / Linux @ 19.03.2008 | Ключевые слова: KDE linux qt4 версия для печати

Источник: habrahabr.ru

Маттиас Еттрих — человек, который основал проект KDE в 1996 году, и чей голос мы слышим при первом запуске Amarok, сейчас занимается разработкой Qt в Trolltech. Его можно по праву назвать KDE-человеком.


Интервью, которое он дал EFY News Network датируется 15 марта,
Маттиас заявляет что:
«Никто в здравом уме не отдал бы предпочтение Windows, перед Gnu/linux системами, исходя только из пользовательского опыта»
так же он рассказывает о Qt4, KDE4, и о будущем открытого ПО.

Как зародилось KDE?

МЕ:
История KDE начинается с почтовых рассылок связанных с Linux и X11 почти 12 лет назад. В октябре 1996 я принял участие в переписке, и довольно быстро собрал около 40 добровольцев. Мы занялись совместной разработкой графической среды. С тех времен, проект значительно вырос, как по количеству программистов, так и количеству пользователей. И несомненно, многократно возрос объем кода, и разнообразие приложений созданных энтузиастами.

Шел 1996 год. Linux был довольно популярен, и имел достаточное количество разработчиков и пользователей, заинтересованных в графическом интерфейсе, в противовес ранним консольным хакерам. В те времена, Microsoft шокировала мир открытого ПО своей Windows95. Сейчас в это трудно поверить, но тогда, многие думали, что Opensource не сможет предоставить чего-то сравнимого с win95. Насколько же глубоко они заблуждались!


Каков ваш вклад в разработку KDE сейчас?

МЕ:
Я уже давно не занимаюсь работой именно над KDE. В основном я работаю над Qt. Но, поскольку Qt — часть KDE, или иными словами KDE — основан на Qt, я все ещё считаю себя KDE-разработчиком.


Так, какова ваша роль в Trolltech?

МЕ:
До этого года, в ходе работы над Qt4, я возглавлял отдел разработки настольного ПО. Вице-президент, программист, по совместительству входил в команду менеджеров, а также состоял в совете директоров. Не хотелось терять то, что давала мне работа, но после всех этих лет, я хотел вернуться домой. С лета 2006, занимался обустройством нового центра разработки Trolltech в Берлине. Так что теперь я по совместительству глава офиса разработчиков, и в тоже время являюсь старшим программистом в нем. Мой наследник в Осло — тоже парень занимающийся KDE — Ларс Кнолл, создатель KHTML. Так что, Trolltech как и раньше будет дружествен к KDE.


Firefox, OpenOffice, и многие другие открытые программы обретают популярность на платформе Windows. Каков ваш взгляд на KDE для Windows?

МЕ:
Когда вы говорите KDE — можно иметь в виду как минимум три вещи: платформу разработки, рабочую среду, и набор пользовательских приложений построенных на этой платформе. Наилучше использовать это все вместе. Тем не менее, команда KDE проделала грандиозную работу, чтобы сделать переносимыми не только библиотеки QT, а также и собственные библиотеки и технологии KDE. Это дает возможность разрабатывать и использовать К-приложения на платформе Windows. Разработчикам это дает большее количество потенциальных пользователей, что в свою очередь важный мотивационный фактор: теперь вашим друзьям не обязательно ставить Linux, чтобы пользоваться вашими программами написанными для KDE.

А чем больше пользователей — тем больше и разработчиков, сами творцы многих открытых проектов поначалу были просто пользователями. Я надеюсь что пользователям Windows приглянутся некоторые программы, и они может даже вольются в команду разработчиков. Не забывайте, сила открытого ПО — в количестве людей, которые вкладывают в него свой труд, а не в количестве пользователей. В идеале — пользователи сами превращаются в разработчиков, начиная дорабатывать понравившуюся программу. В реальности — не все так легко, но минимум, нужный для этого, это: дружественное сообщество, способное дать совет и помочь в работе, а так же мощная и в то же время простая в понимании среда разработки. KDE преуспело как в одном, так и в другом, так что мы уверены в светлом будущем проекта.


Vista напоминает лебединую песню, в исполнении Microsoft. На ваш взгляд, не стоит ли сейчас FOSS (Free and Open Source Software) собраться с силами, и отвоевать рынок?

МЕ:
Проблема с десктопами решена давно. Я имею в виду: попробуйте сравнить Windows Xp с KDE3, никто в здравом уме не отдал бы предпочтение Windows, на фоне GNU/Linux, исходя только из пользовательского опыта. Проблемы с вебом тоже решены. Microsoft фактически проиграла войну за пространство сети — они не смогли достаточно распространить свои проприетарные веб-технологии. Что же остается? Некоторые проблемы с лицензиями на мультимедиа, которые тоже уже почти решены, плохая совместимость офисных форматов, и несметное количество программ, идущих исключительно под Windows, к которым все привыкли, также игры.

То что мы хотим донести в широкие круга программистов, это: создавайте кроссплатформенное По! Это здесь нет ничего сложного! Достаточно пользоваться технологиями KDE/Qt или Java. А с Qt Jambi, можно даже писать KDE-приложения на Java. Microsoft Office все ещё доставляет головную боль, не хватает компаний и активистов, достаточно смелых, чтобы принять действительно открытые форматы как стандарт и противостоять монополии. .doc — это проприетарный формат, который является стандартом де-факто. Это постыдно! Это тоже самое, что пользоваться специально запатентированными чернилами, которые можно прочесть только при помощи соответственно запатентированных очков. Кто бы пользовался этим для всех своих научных, личных и рабочих документов? Никто. Но тогда не понятно, почему же так делают с компьютерами?


На ваш взгляд, что лучше в качестве пользовательской среды: KDE4, Windows Vista или MacOsX Leopard? И почему?

МЕ:
С точки зрения пользователя, они находятся в одной весовой категории, так что можно было бы провести детальное по-элементное сравнение. Но поскольку, каждый человек оценивает отдельный функционал по разному, было бы множество разносторонних выводов кто же лучше. Это — дело вкуса.

Лично для меня, наиболее важны две вещи. Во-первых: на сколько легко писать программы, которые действительно используют весь потенциал представленной платформы? Не забывайте, что эти оболочки, которые вы видите на экране — лиш верхушка айсберга. И во вторых: Оно свободно, во вселенском смысле? Я могу получить исходный код? Я могу изучить его, и почерпнуть что-то для себя? Я могу его изменить, и поделиться этим с другими? Представьте, что бы сейчас было с миром компьютеров, если бы не открытое ПО? Сколько тайных знаний были бы спрятаны за закрытыми дверьми? Люди бы изучали программирование, не видев даже настоящей полноценной програмы, и не имея возможности её изучить. Это точно так же, как пытаться стать писателем, не прочтя ни одной книги.


Многие считают Plasma главным нововведением в интерфейсе KDE4, также многое было почерпнуто от MacOsX. Во всяком случае, дизайнеры интерфейса не занимались слепым копированием, а имели и кое-какие свои идеи. Какие главные цели были поставлены перед командой создателей интерфейса?

МЕ:
Нет никакой нужды глядеть на маки, в поиске новых идей и вдохновения. В KDE3 была система виджетов — SuperKaramba, которая возможно была навеяна Konfabulator, а может и нет. Суть в том, что все это не ново. Всегда существовали мелкие программки для рабочих столов Х11 — предшественники сегодняшних виджетов. Панель KDE имела их в своем составе с первого дня своего существования. Нововведение в Plasma — это простота создания собственных плазмоидов. И это не маковская фишка, а скорее тот факт, что технологии типа SVG и скриптинга, уже готовы и просто таки вопят, чтобы их использовали.


Если отбросить Плазму и прочие украшательства, было заявлено, что KDE4 использует на 40% меньше памяти по сравнению с третьей версией. Заявление остается в силе? Как вы этого добились? Обычно увеличение количества фишек и украшательств весьма требовательно к железу.

МЕ:
Обычно, если программа работает медленнее чем должна, или ест слишком много памяти — то не существует легкого решения этой проблемы. Поскольку, если оно существует — то его уже должны были воплотить. В этом и прелесть открытого ПО. Каждый, кому не безразлично может отладить программу, и исправить в ней ошибки. Разрабатывая Qt4, мы переработали множество внутренних аспектов системы, не забывая при этом о поглощении памяти и производительности. Суммарно, эти тысячи изменений и доработок дали внушительный эффект.

Все же я бы не говорил так радикально на тему того, что KDE4 быстрее чем 3. Для одних и тех же задач — возможно да. Но я уверен, что разработчики обязательно найдут куда с пользою деть освободившееся процессорное время. Для меня лично, наиболее важно это: загрузка системы, время пользовательского входа и запуск программ — во многом на данный момент мы добились неплохих результатов.


Qt4 называют кардинальным шагом вперед по сравнению Qt3. Каковы улучшения?

МЕ:
Qt3 вышло в 2001, Qt4.0 — в 2005! Вскоре мы выпустим 4.4. Основные улучшения четвертой ветки это: Новая графическая подсистема, с возможностью рендеринга SVG изображений. Все визуальные эффекты, со сглаживанием и полу-прозрачностью возможны именно благодаря ей. Значительно улучшена многопоточность, так что мы можем вполне ощутить потенциал многоядерных процессоров, ставших нормой в последние годы. Я уже говорил о производительности, и использовании памяти. Новые виджеты с использованием CSS стилей. Новый инструментарий, интеграция в IDE, средства разработки интерфейсов. Все это — с открытыми исходными кодами, и на всех платформах, в т.ч. MacOsX и Windows.

Введен новый, быстрый Javascript-движок. В будущих версиях появится мультимедийное API — Phonon, и рендеринг виджетов построенный на Webkit. А с Jambi — все это становится доступно и Java-программистам.


Что следует ждать после KDE4. Вы работаете над иными проектами?

МЕ:
Помимо Qt4.4 я работаю над ещё одним проектом. К сожалению, не могу вам о нем вам рассказать, но думаю, вы скоро услышите о нем.


Вы не собираетесь съездить в Индию? Что бы вы хотели сказать сообществу программистов в Индии?

МЕ:
Меня дома ждет маленькая дочь, так что я не путешествую последнее время. На счет пожеланий индийскому сообществу, приятно видеть как разрастается сообщество свободного ПО. Индия — крупный центр разработки коммерческого ПО, родина многих софтверных компаний, и ничто не мешает ей служить тем же и для открытого ПО. Запомните, наша главная цель в этой гонке вооружений — создать больше качественного кросс-платформенного программного обеспечения, сделать его переносимым, и независимым от ОС.

Технологии в вашем распоряжении. Это Qt и KDE, в совмещении с C++ и Java. Представьте себе, если большие индийские конторы по разработке По, пользуясь этими технологиями начнут подавать кроссплатформенные решения своим заморским клиентам. Это будет мощный толчок в развитии открытого программного обеспечения!

Это интересно:








версия для печатиРаспечатать статью


Вернуться в раздел: Software / Linux


Реклама:
Читать наc на:

Add to Google
Читать в Яндекс.Ленте






Rambler's Top100
© Copyright 1998-2012 Александр Томов. All rights reserved.