Интервью с Эндрю Стэнтоном - режиссером и одним из основателей PIXAR, который работает в компании с 1990 года.
-------------------------------------------------------------------------------------
(Digital Magazine): Как, по-вашему, сочетаются технология и искусство, творчество?
(Эндрю Стэнтон): Здесь нет никакого противоречия. Технология (в нашем случае цифровая) - лишь средство воплощения творческой идеи, которая рождается не в компьютере, а в голове и сердце автора. Краски, как говорится, изобретены и имеются в наличии. Остается лишь талантливо нарисовать картину. Я был приверженцем смеси технологии и искусства с самого начала, как только пришел к Джону Ласситеру. Он является пионером компьютерной технологии в анимации.
DM: Как вы относитесь к формату 3D? (Вопрос был задан до объявления о полном переходе «Пиксара» на стереоскопию.)
ЭС: Не всякий фильм должен быть в 3D - избыток 3D может вызвать головную боль.
DM: Волнует ли Вас возможная реакция аудитории, особенно детей, на почти немое кино, на апокалипсическое начало, так удачно воплощенное Вами с помощью цифровых эффектов?
ЭС: Дети куда умнее, чем мы полагаем; к тому же никогда не думаю о реакции зрителя - я стремлюсь сделать фильм, который мне самому хотелось бы посмотреть.
(DM): Какой Ваш любимый анимационный фильм?
ЭС: Все мои картины (смеется). А если серьезно - нет у меня любимой анимации. Я люблю кино вообще, всякое кино.
DM: Технология близка к тому, чтобы использовать для создания новых фильмов образы давно умерших актеров. Для этого фильма Вы вдохновлялись Чаплином и Китоном. Нет ли соблазна, сделать новую картину с их «участием»?
ЭС: Ни малейшего! Я хочу создавать все время что-то новое, а не воскрешать мертвых.
DM: Обычно говорят, что технология движет искусство, и в случае с «Пиксаром» это довольно очевидно. Но если взглянуть с другой стороны - движет ли искусство технологию?
ЭС: Несомненно! Когда мне нужно что-то решить в художественном плане, я говорю своим техноребятам: вот это должно быть так - при том, что ни у меня, ни у них в тот момент нет ни малейшего понятия, как решить проблему технически. Но, представьте, всегда решают. И эту технологию уже можно использовать в следующем фильме.
DM: Что было на нынешнем фильме самым большим вызовом с точки зрения технологии?
ЭС: Мне это неинтересно. Меня интересует история как таковая, а не то, как это сделано.
DM: Вы говорили, что фильм делался четыре года. Ускорится ли творческий процесс, вследствие развития цифровой технологии?
ЭС: Должен ускориться, но не хотелось бы видеть больше сиквелов только потому, что их проще делать. Мне это было бы неинтересно.
Какие у Вас лично отношения с компьютерной техникой?
ЭС: Я спокойно общаюсь с компьютером, могу справиться с лэптопом. Но не являюсь знатоком программирования или других деталей. Проблемы на работе за меня решают специалисты.
DM: Как Вы относитесь к тому, что благодаря «цифре» люди могут теперь смотреть фильмы на компьютере, на мобильном телефоне?
ЭС: Противоречиво. С одной стороны, я рад, что больше людей посмотрят мои фильмы. Но как, например, можно смотреть «Лоуренса Аравийского» на экране мобильника!
Сегодня Стэнтон - вице-президент PIXAR по творческим вопросам. Является сценаристом «Истории игрушек», «Жизни насекомых», «Корпорации Монстров», получил «Оскар» как продюсер «Рататуя».