Автор: Александр Неберекутин
Жанр: RTS
Издатель: 1C
Разработчик: Best Way
Дата выхода: 7.12.2007
Вторая Мировая война, как бренд игровой индустрии
Все больше и больше разработчиков при создании игры обращаются к теме Второй Мировой Войны, причем данная тему проходит через все жанры. Среди всего этого многообразия существует огромное количество дешевых поделок, но встречаются и игры с большой буквы. Среди них выделяется «В тылу врага», прежде всего игра написана не о Второй Мировой, а о Великой отечественной, а значит и играть придется не за призрачные «союзные силы», а за родной Советский союз. И фашисты будут фашистами, а Красная армия не превратится в разноцветную. Особенно приятно осознавать, что делали эту игру парни из украинской компании Best Way, и делали на совесть, не попадая под влияние западных игроделов, одну за одной выпускающих игры, где великие союзные силы Америки, Англии и Франции разделываются с полчищами немецких захватчиков. В «В тылу врага» советские солдаты бьются с фашистами за родную землю. Недавно вышло продолжение игры: «В тылу врага 2: братья по оружию», рассказывающая о судьбе двух простых солдат, прошедших от Ростова до Берлина. Складывается впечатление, что сценаристы Best Way не поленились опросить участников тех событий, перерыть огромное количество исторических справочников, чтобы донести до игрока все ужасы войны.
Мрак и ужас
С первого взгляда на игру мы погружаемся в мрачноватую, нервную атмосферу первых месяцев Войны, когда немецкая армия теснила защитников, когда части советских войск постоянно отступали. Перед началом каждой миссии нам покажут небольшой фильм о текущей ситуации на фронте, о месте главных героев игры в ней. Ролики эти построены на движке самой игры, и поэтому иногда смотрятся немного криво, что, в общем, не расстраивает, ведь их главная задача - донести до игроков общее состояние бойцов, и с этой задачей видео успешно справляется. Далее - короткий брифинг, на котором объясняют диспозицию войск и ставят основные цели. Первая миссия, она же обучающая, сразу бросает нас в гущу событий, колонна, где ехали наши герои, разбомблена, почти все их соратники мертвы, необходимо прорваться к своим. С момента присоединения героев к частям советских войск и начинается собственно сама игра. При взгляде на уровень прорисовки юнитов, техники, выстрелов и взрывов, становится ясно, что к графике в игре разработчики подошли со всей ответственностью и старанием. При выстреле винтовка в руках стрелка дергается, и вместе с ней дергаются все детали, танки, проезжая сквозь здания оставляют после себя разрушенные стены, фактура которых зависит от материала, из которого построено здание. Полностью трехмерное окружение позволяет насладиться этой красотой в полной мере, поворачивая камеру, приближая и отдаляя ее по мере необходимости. Механизм движения камеры несколько непривычен, для масштабирования нужно поворачивать колесо мыши, этот ход понятен и прост, а вот изменение угла обзора и поворот камера вокруг вертикальной оси, которые осуществляются тем же колесом, только при его зажатии, не очень удобен. Ведь трудно двигать мышь только по горизонтали или наоборот, в результате вращение и изменение угла камеры слились в один процесс, что не всегда удобно. Взрывы и выстрелы же смотрятся потрясающе, умирающий противник роняет оружие, нелепо размаивает руками, и неторопливо падает. Движения солдат при гибели весьма разнообразны, начиная от лаконичного «мордой в песок» из положения «лежа», и заканчивая сложными полетами при гибели от выстрела снайпера или тяжелого орудия. При попадании в противника кровь летит именно из того места в которое попала пуля, при попадании пули в голову с убитого слетает каска или пилотка, смотря в чем боец находился, когда был жив. В целом, смотреть на смерти врагов очень приятно, особенно если учесть, что наблюдение за этим займет немалую часть игрового процесса.
При взрыве учитывается огромное количество параметров, от калибра орудия до того куда попал снаряд, в песок или в стену здания. В зависимости от этого появляются воронки различных размеров и очертаний. Взрывы техники прорисованы очень достойно, если взрывается танк, то это будет большой взрыв, с разбрасыванием вокруг тел экипажа, гусениц, почти всегда можно увидеть взлетающую башню. При взрыве бронемашины в стороны летят ее пассажиры, колеса, иногда даже руль. Особенно красивые взрывы получаются у бензовозов. Разрушенные здания выглядят именно как здания, по которым выстрелил танк, или через которые он проехал, а не как недостроенные дома, брошенные недобросовестными строителями. Огромные количества врагов и техники производят впечатление толпы живого народа, а не программных текстур. Каждый боец двигается по своему пути, отвлекается на внешние раздражители. Непрерывные выстрелы, взрывы, перечеркивающие экран во всех направлениях трассы пуль, все это рождает ощущение огромного значения происходящего, когда жизнь каждого солдата так мала и так важна.
Адская музыка войны
Весь этот ад сопровождается весьма неплохой музыкой. Не слишком навязчивой, но точно передающей происходящее на экране. Правда, музыку не всегда слышно за грохотом боя. Щелчки ружейных затворов, хлопки винтовок снайперов, треск автоматных очередей и рокот пулеметных. Звон отскакивающих от брони пуль, чавканье попавших в живую плоть. И все это сопровождает барабанный бой орудий, неописуемые звуки взрывов, крики гибнущих и попавших в сложную ситуацию бойцов. Музыка и звуки меняются от локации к локации. Бой в городе? Ждите треска стен, слышного даже в самых дальних уголках карты. Деревня? Кудахтанье кур, пение птиц, и шелест травы будут сопровождать ваших бойцов. А если вы - разведчик, и надо в темноте незаметно выполнить волю командования, то стрекот сверчков, треск веток, в которых вы будете прятаться, и крики часовых сплетутся в неторопливую, но неспокойную, как сон солдата, музыку. По тому, как звучит окружение можно понять, где происходит то или иное событие, что очень полезно, когда надо точно понять, где подкрепление и непосредственное руководство больше всего нужны.
«Мимо!» или какой будет следующая ошибка?
Конечно, сделать идеальную игру невозможно, и «В тылу врага 2» не исключение. Есть некоторые нюансы, которые хочется убрать, например, очень часто возникает желание от души подавить вражескую пехоту своей бронетехникой. А видеть, как человек ползет быстрее, чем танк не слишком приятно. Также не радует уникальная возможность сбитых столбов и деревьев просачиваться сквозь броню, когда по ним проезжает техника. И пушка, которая в мгновение ока перемещается метров на двадцать, чтобы прицепиться к машине для транспортировки, вызывает легкое раздражение. Хотя это все придирки, которые не портят радости от игры. Через пятнадцать минут после начала миссии забываешь, что столбы просачиваются сквозь броню, и думаешь только о том, как бы свои танки побыстрее переправить и перезарядить. А пехота не желающая гибнуть в траках часто даже радует, когда это союзная пехота. Фриц прет и прет, а людей так мало, что те, кто не гибнут под танками - неоценимая помощь. И хочется сказать разработчикам спасибо, что не позволили стольким бойцам погибнуть впустую. И как хорошо, когда не надо перегонять грузовик лишние двадцать секунд, чтобы прицепить к нему пушку. Так что огрехи эти - вещь очень спорная.
Друзья познаются в беде
За сюжет игры стоит сказать отдельное спасибо сценаристам, ведь не каждому удается вписать судьбу отдельных людей в мировую мясорубку войны. Причем не только вписать, а проследить за ее изменениями. Здесь же разработчикам не просто удалось рассказать историю двух друзей. А еще и выстроить стройную логическую цепочку, связывающую все миссии в единое целое. В горячке боя, когда потери исчисляются сотнями, уследить за главными героями крайне тяжело. Их просто не замечаешь, они - солдаты, одни из тысяч в нашем подчинении. Но когда бой окончен, и наступает время финального брифинга и видеоролика о завершении миссии, тогда и выходят из тени не безликие юниты, а личности. Когда пути героев расходятся, становится ясно, обычной игра не станет. А наличие в RTS миссий а-ля Cammandos, бесшумные проникновения малой группой бойцов, или вовсе одним солдатом, производят мощнейшее впечатление. Отдельно стоит сказать о музыке во вступительном ролике к одной из таких миссий. Пленный убивает офицера СС под саундтрек, достойный не игры, а голливудского блокбастера. Остальные составляющее фильмоподобия также присутствуют: замедленное движение, красивейшее убийство в духе The Punisher и пр.
Однако игра не сводится к планомерному уничтожению полчищ захватчиков и просмотру роликов. Прежде всего это - стратегия, где приходится решать за целые роты. В этом плане претензий к играбельности не возникает, игра сложная, и даже на легком уровне сложности придется попотеть, прогулки до Берлина не будет. Придется драться за каждый клочок земли. И помнить, что победа не приходит за счет массовости. Придется много думать. А если прибавить сюда еще и эмоциональную составляющую, то получается ядерный коктейль из огня, людей, техники и бесконечных схваток. Крики, с которыми бойцы поднимаются в атаку, рождают уверенность, что каждый боец идет умирать именно «За Родину», а не потому, что там геймер кликнул мышкой. А надпись «бей фашистскую гадину!», на первом танке в игре точно соответствует надписи на одном из первых танков КВ-1, выпущенных нашей оборонной промышленностью. Реплики солдат, и команды офицеров, все выполнено на высочайшем уровне. Нет ощущения наигранности фраз, голос командующего, произносящий историческое «За нами Москва», дрожит так, словно за ним и правда Москва, и отступать некуда.
Как закалялась сталь
Управление в игре непривычное для новичка в подобного рода играх. Команда движения осуществляется не правой кнопкой мыши, как в большинстве RTS, а левой, выделяем своих бойцов тоже левой кнопкой. Сбрасывание выделения, соответственно, правой. К управлению придется привыкать, но это происходит быстро. Каждый солдат имеет полноценный инвентарь в стиле «тетрис», куда он может складывать патроны, гранаты, бинты, запасное оружие. Там же хранится и защитное снаряжение - каски и бронежилеты. В игре существуют следующие типы бойцов: офицер, стрелок, автоматчик, пулеметчик и гранатометчик. Однако это разделение определяет только то, каким оружием солдат владеет лучше, вооружить можно и офицера пулеметом. Техника в игре имеет реальные исторические прототипы. Уничтожение техники - отдельный вопрос. Уничтожить и взорвать боевую машину это далеко не одно и то же. В каждой единице техники есть зоны, нанеся определенный урон по которым, эту часть машины можно вывести из строя. Для танка это: траки, двигатель, корпус и башня. Для бронемашины - траки, броня и двигатель. Соответственно, вывод из строя отдельных зон, будет лишать технику определенных функций. Так, танк с поврежденной башней не сможет стрелять, но его еще можно отогнать в безопасную зону для ремонта. При повреждении траков, танк обездвижен, но стрелять он все еще может, если же серьезно поврежден двигатель, или произошла полная поломка брони, то происходит взрыв. В игре присутствуют практически все возможности, что были в распоряжении у командиров того времени. А значит, и методы ведения боя похожи.
Вердикт
В общем, игра бесспорно удалась, став достойным продолжением для «В тылу врага». И пусть в игре есть небольшие недочеты, это все равно не охладит внимание тех, кому нравится сражаться едва ли не чувствуя запах пороха. И если молодежь все еще помнит о тех страшных годах войны, то во многом благодаря играм вроде «Братьев по оружию»…