Началось всё с того, что на РИФ+КИБ нашей компании выступить не удалось, в силу разных причин, а давно хотелось. Следующее интересное отраслевое событие — "Неделя электронной торговли", и наши доклады включили в программу мероприятия.
Начитавшись на Хабре статей (раз, два, три и т.д.), начал готовиться к первому своему публичному выступлению.
Итак. Первое: Цели. Как правильно писали умные люди на Хабре — презентация это не "о чем", а "зачем".
Мои цели были следующие:
Цели презентации
1. Опыт
2. Карма
3. Просто нормально выступить, уложившись по времени (30-40 мин), не усыпив аудиторию.
Теперь подробнее.
1. Опыт — единственный способ научится выступать хорошо — это, ты не поверишь, делать это снова и снова. Книжки, статьи, тренинги — помогут тебе ускориться, учиться быстрее, но не более. В итоге — все равно надо выходить на поле «боя». Ошибаться, заикаться, краснеть, но получать бесценный опыт. Куда же без забавных ошибок!
2. Карма (не смеяться) — донести до потребителя информацию о граблях и подводных минах, которые расставлены веб-студиями. И на которые может напороться неподготовленный Заказчик. Да, доверие к рынку в целом — задача важная, даже если прямо сейчас она не приведет к прибыли.
3. Нормально выступить — задача минимум, но и максимум. Для первого раза уже кое-что.
Напрямую задачи пиарить компанию, получить клиентов — не ставилось. Не все сразу.
Ставить реальные, а не запредельные задачи — оказалось хорошей идей на практике.
Подготовка материала и самого выступления
Шаг первый — разведка. Кто выступает в секции со мной? Какие компании? А погуглить их? Тезисы содокладчиков.
Исходя из темы секции, тезисов содокладчиков и того, о чем я могу рассказать сам — были выбраны темы.
(!) Ошибка на этом этапе — слишком поздно отдал тезисы организаторам, и их не успели включить в печатные раздатки.
Шаг второй — гугление, сбор предварительной информации, опрос коллег для уточнения деталей по теме выступления.
Шаг третий — планирование самого выступления, последовательность.
Ветки расположил по часовой стрелке, от «Вступление» до «Завершение», и пронумеровал последовательность изложения материала.
Затем вооружился экселем, составил таблицу этапов выступления — чтобы удобно суммировалось общее время, и раскидал по этапам время, которое можно уделить данному этапу. Далее гуглим среднюю скорость речи — порядка 100 слов в минуту. Вот как это выглядит:
Время, отведённое на отдельный этап выступления вписал в ветки ментальной карты.
Подготовка слайдов
Вооружившись свежайшим OpenOffice.org 3.2 и Impress (PowerPoint на дух не переношу) и миндмапой, я засел за рисование слайдов. Вот чем руководствовался:
1. Уважение к ребятам, которые организуют семинар — на первом и на последнем слайде обязательно логотипы мероприятия, лого организаторов. Что уж там, и наше собственное лого.
2. Юзабилити. Не заставлять пользователя лишний раз понимать что где. Все слайды сделаны по простой кальке. В моём случае — это заголовок наверху, и содержание по центру.
3. Если вдруг кто-то заскучает — внизу вывел прогресс-бар, где обозначил СТАРТ, Финиш и промежуточные этапы. По мере приближения к финалу полоска заполняется.
Всем сразу видны масштабы бедствия, и нет ощущения «ну когда же он закончит, сколько там ещё этих слайдов?».
4. Сохранение презентации. Да, да — сделайте это во всех мыслимых форматах, от pdf до ppt. И проверьте тут же! Скопируйте всё это на флешку, добавьте туда исходные картинки в отдельную папку. Иногда презентации могут «терять» картинки.
0. Можно ещё защитить флешку от заражения — мало ли кто побывает в этом публичном ноуте при проекторе. Сам использую Panda Vaccination. Ведь её потом дома вставлять!
Сама презентация (1 Mb, pdf)
Выступление
Перед выступлением мудрый модератор секции дал пару советов, которыми и поделюсь.
Старайся вовлекать аудиторию — задавать им вопросы, просить поднимать руки, дать знать — что их мнение, их интересы важны.
Да, ещё хинт — нужно постоянно держать микрофон на правильном расстоянии. Одни выступающие слишком близко держат, и слышно сопение дыхания. У меня наоборот, постоянно руку отводил, и слышно было плохо. Второй вариант более распространен. Но это, наверное, только с опытом придет.
(UPDATE: Тут профи говорят, что некоторые микрофоны надо держать строго горизонтально, а другие советуют микрофон-hands free, второе мне нравится)
Обязательно на кофебрейке ДО начала выступления подойди с местным техником к проектору, проверь как работает твоя презентация, скопируй материалы, изучи, как работает переключение слайдов.