Давно стоит признать, что IT – одна из самых сложных сфер для ведения бизнеса. Тут и безумная динамика рынка и продуктов, и маленькая маржа, и высочайшая наукоемкость технологий, конечных продуктов и их производств. Наверное, чем сложнее вести бизнес на таком рынке, тем крепче его лидеры. Хотя известно множество примеров, когда те самые лидеры рассыпались на глазах, а их «останки» перекупались другими компаниями.
Есть те, кто успешно держится на этом рынке более 30 лет. Одна из таких компаний – Acer Inc., которая в седьмой раз собрала журналистов на свое масштабное мероприятие Acer Global Press Conference. Если вы думаете, что дальше мы будем петь ей дифирамбы, то это не так. Просто немного присмотримся к последним событиям вокруг этой компании, которые приняли широкий размах. Попутно обратимся к последним глобальным тенденциям.
Об этих самых глобальных тенденциях на пресс-конференции говорил Стив Брейзер (Steve Brazier), президент и исполнительный директор аналитической компании Canalys. Начав с глобальных и политических трендов, он плавно подошел к тенденциям на рынке высокотехнологичных устройств, дав также оценку некоторым способам продаж товаров, которые были успешными, и тем, которые наоборот не возымели успеха в глобальном масштабе. Нам, потребителям, нет смысла вникать детально в тенденции канальных продаж, куда более интересными окажутся данные опросов европейских покупателей.
Диаграмма отображает процент опрошенных, владеющих тем или иным цифровым устройством (темно-синий цвет). Светлым оттенком отображается процент желающих приобрести данное устройство в ближайшие двенадцать месяцев. Видно, что европейские магазины ждет уверенный спрос на ноутбуки, а также всплеск продаж GPS-навигаторов, записывающих DVD-плееров и плоских телевизоров с поддержкой HD. А вот затея с портативными игровыми консолями выглядит неудачной, равно как и затея с MP3-плеерами, не носящими бренд Apple. В Европе он очень силен. Знакомая, проживающая в Амстердаме, говорит, что если ее дочку увидят в школе с плеером другой марки, то могут и поколотить маленько… Бред, конечно, но таково нынче воспитание и восприятие у некоторых слоев молодежи. Сдается мне, что не только в Амстердаме.
Одним из разочарований года всецело можно назвать Windows Vista. Но первыми начали расстраиваться не только покупатели, но и продавцы, что отчетливо видно на диаграмме выше. Хотя около половины опрошенных заявили, что все идет по плану, однако почти 40% (сумма двух правых столбиков) недовольны происходящим. С такими качеством и навязчивостью, с какими Microsoft продвигает свой продукт, другого ожидать не стоило.
Были в презентации г-на Брейзера и другие интересные факты, например, 60% опрошенных заявили, что регулярно используют Интернет для поиска карт! Чуть менее 60% ищут адреса и другую справочную информацию. Добавим, что если учитывать тот прессинг, который испытывает наша редакция от пресс-релизов новых GPS-навигаторов, в том числе и от непрофильных компаний, то можно констатировать становление эпохи электронной навигации.
Но не одна Canalys сильна в представлении тенденций. Президент Acer Джанфранко Лянчи (Gianfranco Lanci) тоже начал свою презентацию с фактов и цифр, касающихся не только итогов, но и прогнозов.
Рынок растет. По всему миру за первое полугодие он прибавил 12%, что оказалось чуть выше ожидаемого. Сектор ноутбуков рос во всех регионах, а вот настольные системы динамику роста сбавили. Опять достался камень в огород Vista: г-н Лянчи сказал, что на продажах ПК выход этой ОС не отразился. Среди прочих фактов был отмечен рост доходов и маржи в индустрии, усилении тенденции к объединениям и слияниям компаний. Была отмечена тенденция к появлениям новых форм-факторов. Да и покупатели стали разборчивее, а дизайн становится все более значимой составляющей для продуктов.
Но не везде наблюдается стабильный рост. Например, Япония и Штаты в некоторые кварталы показывают отрицательную динамику. Для любителей точных цифр приведем несколько диаграмм:
На европейском рынке дела у Acer обстоят очень хорошо. Там компания держит уверенное второе место по настольным ПК и первое - по ноутбукам. В Азии тоже все в полном порядке, а вот американский рынок только начал сдаваться, но с трудом. Именно с целью покорения Нового Света в августе и была приобретена Gateway.
Вот так выглядит раскладка по объемам рынков в различных странах и позиция Acer на каждом из них.
Собственно, Acer уже давно можно называть мультибрендовой компанией, а если сложить объемы поставок техники всех трех торговых марок в штучном выражении, то впору вручать бронзовую медаль за покорение мирового рынка.
Однако дальнейшие прогнозы строить пока трудно по нескольким причинам. Рост рынка и рост других компаний сопоставим с динамикой Acer, вдобавок еще нет плодов от покупки двух компаний, которые могут оказаться и горькими. В данном отношении Acer занимает вдумчивую и аккуратную позицию. Г-н Лянчи заверил, что они в обязательном порядке сохранят оба бренда и будут лишь усиливать их. Одновременно прорабатываются планы о выведении Gateway и Packard Bell на другие рынки, где они не были представлены вовсе или их присутствие было ограничено. С другой стороны, августовская покупка Gateway пойдет и на пользу бренду Acer. В компании планируют изучить опыт американцев для более точного позиционирования и продвижения продукции под брендом Acer на североамериканском континенте. Собственно, тут есть над чем поработать, что красноречиво иллюстрирует диаграмма, которая предназначалась для демонстрации успешной позиции Gateway:
Кроме вдумчивости и аккуратности подход к слиянию компаний выражен яркой деловой хваткой руководства. По сути, мы наблюдаем за формированием нового холдинга, и возможно, что стартовавшая в сентябре подготовка программы PMM (Post Merger Management Program) сделает бренды еще сильнее. Для этого была сформирована отдельная структурная единица, куда вошли лучшие сотрудники Acer и Gateway, аналитики и специалисты из других областей. Сама программа стартует с января будущего года, тогда будут известны все подробности в деталях, а само объединение займет два года.
Подробнее о рынке региона EMEA поведал уже вице-президент компании Вальтер Деппелер (Walter Deppeler). Для Acer это наиболее успешный регион. Тут компания держит первенство по продажам ноутбуков (20,3% рынка по данным Gartner), второе место по продажам всего PC-сектора (12,1%), третье место по настольным системам (5,7%), четвертое место по мониторам (10,1%), пятое по серверам (1,8%) и шестое по проекторам (7,2%). Весь регион представляет собой вот такую картину:
В целом, регион демонстрирует хороший рост, но за счет Восточной Европы. Немалый вклад в это вносит Россия, где уже который год идет взрывной рост продаж компании.
Неожиданной находкой оказался в России сегмент брендовых настольных ПК. Со слов одного из сотрудников московского офиса, при правильном позиционировании продукта, который обладает красивой, практичной и компактной формой, надежностью и сервисом, успех практически гарантирован. При правильной ценовой политике этот рыночный сегмент оказался практически свободным, что для IT-рынка в целом большая редкость, т.к. любые образовавшиеся ниши наполняются очень быстро. Правильную позицию в этом вопросе занял и г-н Лянчи. Практика компании показывает, что покупателям настольных систем уже не так важны возможности модернизации и расширения. Как правило, спустя 3 года на замену просто покупается новый компьютер. Отсюда еще один повод к разумному сокращению функциональности, например, удаление лишних PCI-слотов, в угоду цене.
Не забыл г-н Деппелер рассказать и о перспективах компании в регионе EMEA. Общий упор будет сделан на росте продаж и повышении доходности. Для достижения в регионе звания второй PC-компании Acer будет брать планку роста 50% по ноутбукам, 30% - для настольных систем и 35% - по мониторам. Как говорится, была бы поставлена задача, а решение найдется…
Отвечая на многочисленные вопросы журналистов, г-н Лянчи благородно высказался на тему экологичности производства и продукции, пообещав, что соответствие стандартам и забота об окружающей среде не воспринимается внутри компании как маркетинговый инструмент.
Теперь самое время рассказать о новинках в продуктовых линейках компании, благо тут есть несколько интересных устройств, о которых стоит упомянуть. Но начнем с вполне обычных GPS-навигаторов, которые в России пока не представлены.
На небольшой выставке продукции маркетинговый отдел установил образцы на светящихся тумбах, при этом другое освещение в помещении отсутствовало. Выглядело издалека все красиво, но вот разглядеть устройства было трудно, даже держа их в руках, не говоря о том, чтобы сфотографировать (затемненный объект на светлом фоне). Но вернемся к навигаторам. Пока европейцам предлагается две модели: p710 и p730. Корпуса моделей одинаковые. Обе обладают 4,3-дюймовым «тачскрином», но у старшей модели есть модуль TMC для получения информации о пробках, который работает во Франции и Великобритании. В остальном – вполне обычные компактные навигаторы (123х96х24 мм, 240 гр.).
А вот у модели Ferrari Racing шансов добраться до России намного больше, хотя бы потому, что у нас уже начались продажи брата-близнеца – Acer c531.
Суть – обычный КПК со встроенным модулем GPS-навигации и предустановленным софтом, который производитель называет навигатором с функциями КПК. Обычная игра слов, но есть шанс, что на продажах это скажется весьма успешно.
Еще одной новинкой для нашего рынка может стать новое сетевое хранилище Acer Aspire easyStore.
Решение рекомендуется для домашнего и офисного использования. В него можно установить до четырех жестких дисков суммарной емкостью 4 Тб и объединять их в RAID-массивы различной конфигурации. К сожалению, доступные технические характеристики не дают понять, есть ли у него встроенный принт-сервер, для чего ему антенна Wi-Fi и имеется ли мегабитный сетевой интерфейс. По логике, все это должно быть. А вот выход на рынок с этим устройством выглядит немного запоздалым.
Не в числе первых оказался Acer и с новой серией ноутбуков 7720G для любителей игр.
Среди преимуществ подхода Acer к данной теме стоит отметить удобную клавиатуру, возможность установки двух жестких дисков, широкоформатную 17” матрицу, мощные процессоры Intel и графический адаптер GeForce 8600M GT с 512 Мб памяти. Но решению не хватает изюминки. Возможно, что ею станет цена.
В сегменте настольных ПК (который давно уже можно поделить еще на несколько сегментов) есть несколько посвежевших моделей с новыми индексами. Наиболее интересные – модельки серии Aspire L, выполненные частично на ноутбучных компонентах.
Обновленные модели L5100 (AMD) и L3600 (Intel) выполнены на двухъядерных процессорах и имеют привод DVD с щелевой загрузкой дисков. Малютки при всей внешней привлекательности и компактности обладают нескромной ценой. В Европе их уже можно найти по 650 евро.
Более серьезным изменениям подвергся медиацентр серии Aspire iDea i520BD, который теперь обзавелся приводом Blue-ray, видеокартой с поддержкой DX10 и Bluetooth-адаптером.
Не менее актуальной на сегодняшний день выглядит ситуация с LCD-TV. Почти все модели Acer имеют HDMI-вход, а две новинки – AT2621/22 и AT3221/22 - имеют поддержку HDTV и HDVD. Много у них и других преимуществ, и хочется надеяться, что скоро они доберутся и до России.
В завершение короткого рассказа о тенденциях индустрии и успехах Acer, хочется показать короткую фотозарисовку Мадрида, которую автор успел сделать за короткое время пребывания в городе с почти тысячелетней историей.
Часовая очередь на паспортный контроль в мадридском аэропорту Барахас
Площадь Пабло Пикассо
Одна из центральных улиц Мадрида
Guardianes Del Dia (теперь и на испанском!)
Museo del Prado
Улица старого города
Plaza Mayor
Здание мэрии
Часы на башне
Королевский дворец
Современная застройка