Русские документы
Ежедневные компьютерные новости RSS rusdoc.ru  Найти :
Новости
Последние поступления
Книжный магазин
  Hardware:
Видеоустройства
Системные платы
Процессоры
Мобильные устройства
Аудиосистема
Охлаждение системы
Накопители информации
КПК и ноутбуки
Телефоны и связь
Периферия
Система
Сети
Разные устройства
 
  Programming:
Web-разработка
Языки программирования
Технологии и теория
Разработка игр
Программная инженерия
 
  Software:
Операционные системы
Windows 7
Базы данных
Обзоры программ
Графика и дизайн
   
  Life:
Компьютерная жизнь
Разные материалы
   
Партнеры
Публикация
Правовая информация
Реклама на сайте
Обратная связь
Экспорт в RSS Экспорт в RSS2.0
    Читать в Яндекс.Ленте



Мастера слов

Раздел: Life / Разные материалы @ 17.08.2008 | Ключевые слова: издательство бизнес версия для печати

Автор: Денис Борисов, Илья Иванов, Максим Светин
Источник: Russian Digital

Печатные материалы окружают современного человека повсюду. Ежедневные газеты к утреннему кофе, учебники, инструкции и т.п., не говоря уже о различных рекламных буклетах, давно стали неотъемлемой частью обыденной жизни. Но мало кто задумывается над тем, какие усилия приходится затрачивать при создании того или иного, с позволения сказать, издания. Разберемся в тонкостях.

Издательское дело началось со стародавних времен, примерно с того момента, когда древним монахам потребовалось как-то автоматизировать процесс переноса на бумагу священных текстов, написанных от руки. Церковь можно считать первопроходцем технологий того времени.

Нет ничего удивительного, что процессы, которые впоследствии были признаны первопечатными, получили путевку в жизнь исключительно с помощью хранителей слова Божьего. Церковь была заинтересована в продвижении своих идей среди простых людей во всем мире, и с каждым годом потребность в увеличении количества книг стремительно увеличивалась. Впрочем, обо всем по порядку.

Времена очень далекой эпохи

Точных данных, свидетельствующих о первых попытках автоматизации процесса письма, увы, не сохранилось. Ученые спорят о том, в каком именно году нашей эры впервые стали применять технологии, позволявшие создать книгу, являющуюся, как мы все привыкли считать, источником знаний. Первые упоминания о китайском книгопечатании относятся к 581 году нашей эры, однако многие ученые не особенно уверены в точности этой даты. И предпочитают утверждать, что процесс создания книг в Китае начался между 936 и 993 годами н.э. В Европе же книги стали печатать лишь во времена крестовых походов, то есть в середине XV века.

Первые технологии печати были на редкость трудоемкими. В качестве печатной машины выступали деревянные козлы, на которых вырезались выпуклые буквы. Дальше требовалось нанести на них краску, проложить лист бумаги и провести по обратной стороне щеткой или чем-то вроде нее. Надо ли говорить, что на изготовление такого печатного агрегата уходила масса времени. Поэтому этим делом могли заниматься лишь особо увлеченные люди, обладавшие невероятным запасом терпения и отменным трудолюбием.

Вследствие естественного желания увеличить скорость печати многие первопроходцы книгопечатания стали разрабатывать наборные шрифты, позволявшие варьировать расположение выпуклых букв и тем самым добиваться образования нужных слов.

Принято считать, что именно наборные шрифты стали переломным моментом ― поскольку на изготовление отдельных букв уходило гораздо меньше времени по сравнению с традиционной для тех времен резьбой по дереву (ксилография). По мнению почти всех исследователей древности, изобретение этого процесса принадлежит Иоганну Генсфлейшу, позднее известному как Иоганн Гуттенберг.

Точной датой изобретения книгопечатания считают 1440 год. Но придумать принцип работы так называемого печатного станка ― это одно, а совсем другое ― заставить его работать и приносить пользу. Гуттенберг был небогат. Именно это обстоятельство и заставило его в 1450 году открыть типографию на пару с ростовщиком Иоанном Фустом. Финансирование у Гуттенберга было, надо признать, достаточно скромное: около 800 гульденов в год на эксплуатационные расходы.

Не имея опытных рабочих (их в принципе и не могло быть в этом бизнесе) и обладая лишь скромным инструментарием, Гуттенберг сумел уже к 1456 году разработать пять различных шрифтов, а также напечатать латинскую грамматику Элия Доната и две библии. Причем вторая, 42-строчная библия, известная как библия Мазарини, отличалась улучшенным качеством печати.

В России почему-то принято считать, что первым человеком, освоившим дело книгопечатания, был Иван Федоров, известный также как Иван Первопечатник. Федоров действительно всю жизнь посвятил этой профессии. Но родился он только в 1510 году ― к тому моменту труды Гуттенберга уже были известны на Западе. Тем не менее Федоров внес большой вклад в развитие образования на Руси, напечатав немало церковных книг.

Примерно лет 30 назад

Это сегодня у каждого в распоряжении есть компьютер. Офисный или домашний, мобильный или стационарный ― особого значения не имеет. Не составляет труда открыть текстовый редактор и напечатать любой текст. Один клик мышкой, и страница текста отправляется в принтер, на печать. Легко и просто… А ведь еще несколько десятилетий назад о таком и мечтать не приходилось. Чтобы напечатать какой-нибудь текст, нужно было воспользоваться печатной машинкой. Надо ли говорить, что клавиши этой самой машинки не отличались особым дружелюбием к пользователю, были жесткими и неудобными. Потратишь пару часов ― напечатаешь документ. А если совершишь серьезную ошибку ― считай, все пропало: страницу придется перепечатывать.

В издательствах и редакциях авторские материалы иногда принимались в виде рукописей. В таком случае текст перебивала какая-нибудь машинистка. Затем собранные документы отправлялись в типографию, там текст снова набивался, но уже в виде наборных шрифтов, по которым строилась печать конкретных страниц. Другими словами, одну и ту же работу по фиксации мысли на бумаге приходилось совершать несколько раз подряд.

Компьютеры многократно упростили дело ― теперь достаточно набрать текст лишь один раз. И нет никаких проблем, связанных с его переносом в ту или иную программу для верстки. Все программное обеспечение уже давно кросс-платформенное. Рабочий процесс налажен так, что позволяет типографиям работать без простоя, печатая и печатая различные книги, журналы, газеты, буклеты и прочие материалы. Печатные машины во многом тоже компьютеризированы, они «понимают» общепринятый формат PDF и могут печатать без дополнительных ухищрений. Удобно, что тут скажешь… Гуттенбергу такое и не снилось.

Про офсет и высокую печать

Существует два типа печатных технологий, позволяющих напечатать любой документ: офсетная и высокая печать. Первый способ качественнее, второй ― проще и дешевле.

Принцип офсетной печати построен на химическом взаимодействии воды и краски. Краска попадает на бумагу, проходя через два вала. Один из них содержит печатную форму, второй вал ― офсетный. В качестве печатной формы обычно выступает металлическая пластина, покрытая светочувствительным слоем (эмульсией). На форму наносится изображение, затем осуществляются экспонирование и проявка. Засвеченные части активно притягивают воду и отталкивают любые маслянистые субстанции (краску). Те части слоя, которые не подверглись засветке, работают противоположным образом ― притягивая краску и отталкивая воду. Таким образом, краска попадает только на те части формы, которые содержат информацию в виде текстов, иллюстраций, изображений. При каждом повороте осуществляется (с помощью системы увлажняющих валиков) промывка вала с формой, затем другими валиками наносится краска. Изображение переносится с вала с печатной формой на офсетный вал, который затем передает изображение на бумагу. Офсетный вал позволяет снизить износ печатных форм и лучше распределить краску по бумаге.

Офсетная печать может быть как одноцветной, так и многоцветной. В случае если нужно напечатать полноцветное изображение, требуется использовать либо цикл в несколько проходов (при каждом проходе накладывается только один цвет), либо машину с возможностью многоцветной печати. Позже принцип офсетной печати лег в основу типичных лазерных принтеров, где в качестве печатной формы используется светочувствительный барабан, на который наносится изображение, переносимое затем на бумагу.

Высокую печать можно назвать логическим продолжением идеи печати, выдвинутой еще Гуттенбергом. Принцип прост: форма для печати содержит два уровня ― печатаемых и пробельных символов. Краска наносится на выступающий слой, и при соприкосновении формы с бумагой происходит перенос изображения. Раньше (во времена Гуттенберга) для этой цели использовался огромный пресс, сегодня же можно обойтись системами с несколькими роликами. Главный недостаток высокой печати ― низкая разрешающая способность. В то же время высокая печать позволяет нейтрализовать влияние количества сделанных копий на получающийся результат. В качестве форм для печати применяют гартовый сплав, содержащий вредный для здоровья свинец. И сегодня еще некоторые одноцветные газеты применяют высокую печать для производства тиража. Но все же век высокой печати постепенно подходит к концу. Еще немного ― и мы будем читать про нее лишь в учебниках по издательскому делу.

Его величество CMYK

Четырехцветную автотипию CMYK приняли в качестве стандарта для полиграфии как наиболее подходящую для печати на бумаге. Первые три буквы характеризуют цвета: голубой, пурпурный, желтый (cyan, magenta, yellow). О происхождении четвертой буквы ходит много легенд. Кое-кто связывает ее с черным цветом, так как слово «black» заканчивается на букву «K», на которую не начинается название ни одного цвета. Другие говорят, что «K» ― от слова Key или сочетания Key Plate, характеризующего печатный слой для черной краски. Кое-кто вспоминает слово «контур» ― вот только написание смущает: в английском языке оно пишется как Contour. Впрочем, мы с вами помним, что Гуттенберг был немцем, а значит, буква «K» вполне может обозначать «контур». Тем более что в печати контуры всегда выводятся черной краской.

Поскольку CMYK применяют в полиграфии для печати на отражающих свет поверхностях, принято считать, что CMYK является субтрактивной моделью цвета, построенной на принципе вычитания первичных цветов. В качестве таковых фигурирует палитра RGB (красный, зеленый, синий). Если из белого вычесть RGB, останется лишь тройка дополнительных цветов CMY. Черный цвет можно получить смешением голубого, пурпурного и желтого. Однако с целью обеспечения наилучшей четкости принято использовать отдельный черный цвет.

При печати в CMYK изображение растрируется, то есть представляется в виде совокупности точек цветов C, M, Y и K. Близко расположенные точки на расстоянии сливаются, и создается ощущение, что цвета накладываются друг на друга. Глаз читателя невольно смешивает цвета и видит правильный оттенок. Растрирование может осуществляться по трем принципам: амплитудному (число точек неизменно, размер варьируется от насыщенности оттенка), частотному (изменяется количество точек равной величины) и стохастическому, при котором в структуре расположения точек не наблюдается какой-либо регулярности.

Разрешающая способность при печати определяется линиатурой. Это количество печатных линий, содержащих точки на единицу площади (дюйм). Чем линиатура выше, тем качественнее печать и тем более четким становится изображение.

Будни редактора

Как правило, все тексты набираются в программе Microsoft Word. Редко кто пользуется для этой цели «Блокнотом» или другими текстовыми редакторами. Word заслужил популярность неспроста. Во-первых, во многом благодаря встроенной в эту программу функции проверке орфографии — ведь каким бы грамотным ни был человек, он может допустить ошибку. Во-вторых, в Word есть много инструментов, значительно облегчающих работу как автора, так и редактора. Это и режим рецензирования, и вставка различных символов (значок доллара вынесен на клавишу «4», а вот евро придется «доставать» из «палитры символов»), и финальное оформление документа, включая заголовки, подзаголовки и другие стили. Ни один другой текстовый редактор (пожалуй, за исключением бесплатного и «небезглючного» пакета Open Office) не предоставляет таких возможностей.

Иногда (нечасто) встречаются и рукописные тексты. Для их переноса в электронный вид можно воспользоваться любой программой, распознающей человеческую речь. Это гораздо быстрее, чем набирать текст заново. А для распознавания напечатанных статей лучшей программы, чем ABBYY FineReader, просто не найти. Верстка

После редактуры и корректуры тексты передаются в верстку. В каждой отрасли есть свои нюансы. Если речь идет о книжном производстве с минимумом иллюстраций, с задачей справится и обыкновенный верстальщик. Периодические издания, в особенности глянцевые журналы, делать гораздо сложнее. Как правило, над ними трудятся не только верстальщики, но и дизайнеры, задача которых ― подготовить дизайн-макет для каждой статьи; затем верстальщики приводят материал в готовый вид. Стандартом де-факто здесь служит связка из программ Adobe. Photoshop ― для обработки иллюстраций, Illustrator ― для векторной графики, InDesign ― для верстки. Раньше верстальщики пользовались программой Quark XPress, однако более гибкая и удобная InDesign вытеснила ее с рынка полиграфии.

Неоспоримое достоинство упомянутой «троицы» — схожие интерфейсы и глубокая интеграция. Допустим, если верстальщик видит на экране, что фотография чем-то его не устраивает, он может буквально в два клика запустить ее редактирование в «Фотошопе» прямо из окна InDesign. Программы Adobe хороши и тем, что вся допечатная подготовка осуществляется на программном обеспечении той же фирмы. Времена, когда верстка отдавалась в типографию в виде разрозненных файлов, давно прошли. Сейчас повсеместно используется формат PDF.

Несколько особняком стоят программы Corel. Аналогом Adobe Photoshop, Illustrator и InDesign может служить пакет CorelDRAW Graphics Suite X4 в котором можно и верстать, и обрабатывать фотографии, и создавать векторные иллюстрации. Но, как показывает практика, программой CorelDRAW в основном пользуются лишь как альтернативой Adobe Illustrator. Что ни говори, а специалисты из Adobe «собаку съели» на графических пакетах и «вылизали» интерфейс до такой степени, что на сегодня он является самым удобным. Яблоко яблоку рознь

До недавнего времени считалось, что компьютеры Apple лучше годятся для дизайна и верстки. Действительно, программное обеспечение Adobe изначально создавалось под операционную систему Mac OS и лишь впоследствии адаптировалось под Windows. Однако большее распространение Windows-компьютеров сделало свое дело — для дизайна и верстки все чаще используют именно такие машины, а не Apple. Хотя с «яблочными» компьютерами можно значительно убыстрить процесс. Все дело в том, что в Mac OS (в отличие от Windows) уже интегрированы некоторые жизненно необходимые функции. Например, многозадачность и многопотоковость реализованы здесь намного лучше, чем в Windows.

Еще один интересный момент — Apple Script, набор макросов, позволяющих автоматизировать ряд рутинных действий на уровне операционной системы. Это не аналог Action в Photoshop, поскольку там функция действует лишь для одной программы, а здесь можно в одно нажатие запустить процесс, состоящий из нескольких действий. Если же отбросить ряд специфических особенностей операционной системы Mac OS, верстка в Windows ничем не отличается от того, что делается на компьютерах Apple.

Превосходство «железа» Apple над остальным давным-давно прошло — сейчас по производительности лидируют как раз «обыкновенные» компьютеры. Немаловажна и стоимость машин, а также программного обеспечения. Для нормальной работы дизайнера на «Маке» ему понадобится модель Mac Pro, которая оценивается минимум в 80 тысяч рублей, а максимальная конфигурация может стоить вдвое больше. За такую сумму можно купить несколько графических станций на Windows-платформе. Плюс еще стоимость лицензионного софта, который для «Мака» гораздо дороже. Вот и получилось, что компьютеры на базе ОС Windows постепенно отвоевали себе место под солнцем, на, казалось бы, проторенной дорожке Apple.

Своими руками Многих творческих людей наверняка мучает вопрос: смогут ли они самостоятельно издать брошюру, журнал или книгу? В теории, конечно, да. Для работы понадобятся графическая станция, цветной лазерный принтер и устройство для брошюровки или переплета. Подобная задача может встать и перед небольшой организацией — например, при подготовке каталога или рекламных листовок. Ведь далеко не всегда нужны многотысячные тиражи, которые, как известно, удешевляют процесс (напечатать 10 000 экземпляров зачастую стоит раза в три–четыре дороже, чем тысячу). Цветные лазерные офисные принтеры с дуплексной печатью здесь как раз хорошее подспорье. Иногда они позиционируются производителями как мини-типографии.

В печать! Так уж сложилось, что даже в разговоре между профессионалами на вопрос «В чем вы передаете файлы в типографию?» ― звучит ответ: «В PDF». Хотя это не совсем верно. Итоговые файлы действительно записываются в формате PDF. Однако готовятся они из PostScript-файлов. Это даже не совсем формат, а программный язык описания страницы с версткой, где для любого принтера или печатной машины поддерживающей PostScript, сказано ― что, зачем, куда и как. То есть печать станет производиться по точно указанным данным, хранящимся в документе, и напечатанная страница будет выглядеть именно так, как ее видит дизайнер на экране своего монитора. Кстати, как вы думаете, кто изобрел PostScript? Разумеется, Adobe!

--------------------------------------------------------------------------------

В то время, когда в Сен-Тропе и Порто-Черво проходят самые «глянцевые» вечеринки лета, Russian Digital размышляет на актуальную тему интеллектуальной власти глянцевой печати.

Факты:

Прочтите:

-------------------------------------------

По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом. Оечнь кртуо?

-------------------------------------------

Многие мои коллеги только в середине первого предложения заметили, что с текстом что-то не так. Факт: нам не важен порядок букв в слове ― главное, чтобы первые и последняя были на месте. Человеческий мозг не читает буквы, а хранит и вытаскивает из памяти все слово сразу. Таким образом, даже обычные слова постепенно становятся логотипами в памяти. Психо-лингвистическая мотивация логомании нам ясна, но интереснее другое: точно так же читатель воспринимает текст в глянцевом журнале, вылавливая именно те слова, которые хотел бы видеть. Примерно так девушки читают модные журналы.

Недавнее исследование Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA) дало научное подтверждение факту воздействия страниц глянцевых изданий на человеческие эмоции. В отличие от газет и интернет-публикаций, распознавание которых активизирует левое, «рациональное» полушарие мозга, в распознавании журнальных страниц задействовано правое, «эмоциональное» полушарие. Собственно, это и есть научные основания власти глянца ― они стали очевидны с появлением компьютерного анализа.

Слово «гламур», возникшее в русском языке ровно 10 лет назад, теперь исключено из актуальной светской лексики. Не дай бог обронить в приличном обществе ― встретишь как минимум снисходительную улыбочку. Сознательные журналисты могут сколько угодно хоронить гламур, объявляя наступление эпоху «новой скромности» и «антигламура». Однако гламур, или, если воспользоваться русским термином, «глянец», был и остается образом жизни наиболее успешной, состоятельной и влиятельной части общества.

В английском ― профессиональном языке медиабизнеса ― синонима русскому слову «глянец» нет. Есть слово glamour. И в этом есть свой смысл ― смысл глянцевых журналов создавать идеальный мир, в который читатель хотел бы погрузиться, потеряв голову. Аппаратом для погружения в данном случае являются деньги. Так что для одних глянец ― образ жизни, для других ― недостижимая мечта, приближение к которой является чем-то вроде смысла жизни.

В 1934 году режиссер Уильям Уайлер снял фильм «Гламур» про жизнь голливудской актрисы, после чего понятие получило прописку в модных кругах и даже стало названием популярного женского журнала. Но важнее и интереснее другое: изначальное значение слова glamour ― «наваждение, умение притягивать людей и получать власть над мыслями», о чем писал в своих мистических новеллах Стив Берман. И после того, как в 1984 году поп-идол Prince записал суперхит Glamorous Life, слово «гламур» объединило сразу несколько смыслов: харизма, сексуальность, роскошь и стиль.

В нашей истории уже есть примеры, когда притягательная и стильная светская жизнь становилась двигателем развития культуры. «Art de vivre (что в переводе с французского значит «искусство жить») едва ли не религия в петербургском обществе», ― замечал современник Пушкина маркиз де Кюстин. Русский модернизм и Серебряный век родились из частных декадентских вечеринок, на которых «зажигали» светские звезды и любимцы женщин Блок, Гумилев и Бальмонт. Правда, в дореволюционной России существовало прекрасное определение «бонвиван» (то есть любитель пожить красиво и со вкусом), отлично заменяющее банальное клише «гламурная личность». Но в советские годы стараниями пролетарской пропаганды оно обрело комический и негативный смысл.

Принято думать, что с развитием Интернета роль печатной прессы падает. Однако реальность предъявляет совсем иные факты: среди офисных менеджеров по всему миру за последние семь лет (2000–2007 годы) сократилось лишь время, которое люди уделяют телевидению (с 202 минут в день в 2000 году до 192 минут в 2007-м), однако за тот же период время, уделяемое журналам, возросло с 10 до 12 минут в день.

Понятно, что ТВ по-прежнему самое популярное СМИ: для сравнения, на Интернет участники исследования тратят в среднем 54 минуты в день (в 2000 году ― 17 минут). Однако здесь играет роль фактор концентрации на СМИ: насколько внимательно человек потребляет информацию, не отвлекаясь на прочие дела. Так вот, журналы имеют самый высокий рейтинг: 85% читателей не занимаются параллельно другим делом во время изучения журналов, в то время для телевидения этот показатель составляет всего 48%.

«Я могу гарантировать вам, что и через100 лет люди будут пить шампанское Dom Perignon. А вот каким Интернетом они будут пользоваться — этого я не знаю», ― фразу главного luxury-бизнесмена современности Бернара Арно, владельца холдинга LVMH, можно привести как основополагающий принцип власти глянца. Стилистика может меняться от вызывающей роскоши к внешне сдержанному комфорту экодизайна, но суть остается прежней: власть глянца ― явление абсолютное, отражающее сущность человека как социального существа. Ну а тот факт, что sex sells и глянец становятся все более sexy, свидетельствует, что и о биологии не забывают. Естественно, глянец продает не отдельные вещи, а готовый концепт жизни.

Вроде того, как, создавая «ИКЕЮ для богатых», итальянец Луиджи Каппелини сделал ставку на ультрамодный дизайн и целостную бренд-реальность. Тем же путем пошли Армани и Версаче, запуская интерьерные линии Armani Casa и Versace Home. Задача глянца ― возбуждать, раздражать и создавать модели потребления. Именно поэтому издательский бизнес в наши дни удается чаще всего людям, которые профессионально развивались в других сферах ― рекламе, юриспруденции или даже торговле. Для создания глянцевых продуктов нужен, как это модно говорить, маркетинговый взгляд на мир. Глянец ― производство готовых концептов красивой жизни и не менее понятных рецептов того, каким образом получить их в индивидуальное пользование.

--------------------------------------------------------------------------------

Имена:

Рэндольф Херст

Первый медиаимпериалист и прототип медиамагната из фильма «Гражданин Кейн» придумал формат consumer magazine ― журнал, творчески освещающий тенденции общества потребления. И заработал на этом миллиарды.

Хью Хефнер

Редактор-основатель Playboy сформулировал принцип «дорогое окружение делает секс в журнале дорогим». С его легкой руки секс появился в lifestyle-журналах, отчего их тиражи стали измеряться миллионами.

Тайлер Брюле

Человек, придумавший идею глобального журнала для трендсеттеров-космополитов и > реализовавший ее в культовым журнале Wallpaper. В настоящее время Тайлер консультирует крупные корпорации по вопросам стиля и брендинга, а Wallpaper продан крупному британскому издателю за несколько десятков миллионов долларов.

Терри Ричардсон

Фотограф-провокатор, благодаря которому эпатаж стал частью fashion-фотографии во всех глянцевых журналах. Можно без преувеличения сказать, что он вдохнул в традиционный модный бомонд новую жизнь.

Это интересно:








версия для печатиРаспечатать статью


Вернуться в раздел: Life / Разные материалы


Реклама:
Читать наc на:

Add to Google
Читать в Яндекс.Ленте






Rambler's Top100
© Copyright 1998-2012 Александр Томов. All rights reserved.