Несмотря на то, что с момента выхода Nikon D300 на рынок прошло два года, он до сих пор продается по той же цене. И пользуется прежней популярностью. К слову, D300 – первая камера такого уровня, вошедшая в топ-20 самых продаваемых камер в США по версии amazon.com. Это определенно очень много значит. Ведь раньше камеры ценой около $1700 в этот рейтинг не попадали.
Оглушительный успех Nikon D300 оставил компанию в замешательстве – если камера оказалась настолько удачной, что же мы должны улучшить? – задумались инженеры Nikon.
Виртуальным горизонтом и съемкой HD-видеороликов сейчас мало кого удивишь (справедливости ради – и то и другое впервые было внедрено именно инженерами Nikon), поэтому D300 требовала более основательной доработки. Тем более, что в последнее время камера была зажата между дешевой и функциональной Pentax K-7 и более дорогой EOS 7D как в тисках.
Итак, давайте кратко взглянем на ключевые отличия Nikon D300s от D300:
возможность записи HD-видео в разрешении 1280 x 720 @ 24 кадра/c;
разъем для подключения внешнего стереомикрофона;
возможность редактировать видеоролики без подключения к ПК;
увеличенная с 6 до 7 кадров в секунду скорость серийной съемки;
два слота для карт памяти CF и SD;
режим бесшумной съемки;
интерактивное меню настроек по аналогии с компактными камерами;
выделенная клавиша Live View;
выделенная клавиша Info;
разъем HDMI C;
Auto и Extra High режимы D-lighting.
D300s имеет в основе цельнометаллический корпус из магниевого сплава – это дает ей легковесность и высокую прочность, позволяющую выдержать средние удары и падения с небольшой высоты. Все разъемы и кнопки защищены от попадания влаги и пыли специальными прокладками.
Для удобства фотографа во всех предполагаемых местах контакта с руками имеются большие вставки из мягкой и тактильно приятной резины, благодаря чему камера совсем не скользит в руках, и держать ее – одно удовольствие. Кнопки достаточно большие, с ними удобно работать даже в перчатках.
Если вы уже какое-то время работали с другими зеркальными камерами, к Nikon D300s придется привыкать: у нее своеобразная эргономика и организацию меню и работы.
По габаритам камера чуть больше EOS 7D, она вплотную приближается к Nikon D700, и ко всем элементам управления имеется моментальный доступ. Камера в руке ощущается гораздо легче, чем есть на самом деле. При должной сноровке камеру можно держать буквально двумя пальцами, несмотря на вес.
Порадовала ручка, на которой имеется эргономичная ложбинка для пальцев, а фирменная никоновская красная вставка выполнена не из пластика, а из резины. Днище фотоаппарата также защищено резиновой прокладкой, что, во-первых, защищает корпус новинки от царапин при установке на штативную площадку, а, во-вторых, позволяет без опаски ставить ее на глянцевые и наклонные поверхности. Заглушка для контактов подключения батарейной ручки также выполнена из резины.
На дне имеется металлическое гнездо для крепления на штатив, оно расположено ровно по оси объектива, что дает возможность снимать круговые панорамы без особых затруднений.
Как и D300, D300s оснащена 3-дюймовым LCD-дисплеем VGA-разрешения. Углы обзора составляют около 170°, антибликового покрытия нет. Впрочем, уровень яркости достаточный, чтобы с комфортом просматривать картинки при ярком солнечном свете. Фон LCD-дисплея автоматически меняется со светлого на темный в том случае, если уровень освещения упадет ниже определенного значения; кроме того, работать с не кричаще-ярким дисплеем в темноте гораздо приятнее, и к тому же на некоторых съемках особо яркая подсветка может мешать окружающим (например, во время съемки на концерте).
Помимо основного дисплея имеется информационный монохроматический экран, куда выводится все параметры съемки плюс служебная информация – о заряде батареи, сжатии файлов и числе оставшихся кадров. Даже когда камера выключена, на дополнительный дисплей выводится информация о числе оставшихся снимков на карте памяти или предупреждение о ее отсутствии.
Видоискатель в D300s со 100% покрытием кадра (таким видоискателем также могут похвастаться только Canon EOS 7D и Pentax K-7): большой, светлый и очень информативный. Видоискатель окружен большим пластиковым наглазником с мягкой резиновой прокладкой; для людей с ослабленным зрением будет полезна функция диоптрийной коррекции.
В информационной строке видоискателя отображается достаточно много параметров. Среди них, например, индикация автофокусировки, режима замера, блокировка автоэкспозиции, значение экспокоррекции, а также текущие значения выдержки, диафрагмы, значение чувствительности.
Разумеется, в основе видоискателя лежит пентапризма, а не пентазеркало. Фотоаппарат поддерживает как обычные, так и DX-объективы Nikon, для работы с оптикой без встроенного мотора автофокусировки имеется встроенной в камеру привод, в народе именуемый отверткой.
В отличие от D300, Nikon D300s оснащен слотом не только для карт формата Compact Flash, но еще и SD. Работа с ними осуществляется несколькими способами: запись по мере заполнения, одновременная запись на две карты (режим бэкапа, будет полезен для важных съемок, или когда копию съемки нужно отдать заказчику) и запись RAW-файлов на одну, а JPEG на вторую, а также раздельная запись видеороликов и фотографий.
Nikon D300s комплектуется аккумулятором на 1500 мАч, ресурса которой, по заявлению компании, должно хватать на ~950 кадров; это существенно больше, чем было, инженеры компании оптимизировали энергопотребление аппарата. Батарейный отсек находится в нижней части камеры и блокируется механическим триггером, а батарея не “выстреливает” из корпуса, как только вы откроете отсек.
Если вы планируете снимать в портретной ориентации, можно задуматься о покупке батарейной ручки. С ней камера будет отлично приспособлена для съемки как в горизонтальной, так и в вертикальной ориентации, ведь тогда в распоряжении фотографа будет не одна, а две кнопки спуска затвора, два рычага включения и дополнительные колесики управления. К тому же, с батарейным отсеком можно отснять в три раза больше – 2950 снимков, и можно снимать с повышенной частотой серийной съемки - не 7, а 8 кадров в секунду.
На левой стороне камеры присутствует большая резиновая заглушка, прикрывающая USB-разъем, разъем для подключения источника питания , A/V-Out, разъем для микрофона и HDMI-интерфейс – работающий в авторежиме, а также режимах 480p, 576p, 720p или 1080i.
Помимо прочего, Nikon D300s имеет встроенную вспышку c ведущим числом 13. Она возводится достаточно высоко над уровнем камеры, поэтому можно не опасаться неравномерной засветки кадра при использовании крупногабаритного объектива (AF-S 24-70/2.8, например) с блендой. Вспышка возводится механической кнопкой. Под ней располагается кнопка контроля режимов работы вспышки: зажав ее и вращая колесо, можно внести экспокоррекцию мощности срабатывания импульса. Такая реализация позволяется сделать это очень быстро и легко, а в камерах-конкурентах вам придется заходить в меню и выставлять значения из него.
Как профессиональная камера D300s оснащена горячим башмаком для подключения внешней вспышки. Подходят как новые Nikon i-TTL вспышки, так и старые TTL-модели и вспышки сторонних производителей.
В основе D300s – модифицированная матрица, которая устанавливалась на такие камеры, как Nikon D5000 и Nikon D300, что означает отличное разрешение 12 мегапикселей и при этом превосходные шумовые показатели, одни из лучших в классе. Камера оснащена системой защиты матрицы от пыли – за счет специального покрытия низкочастотного фильтра, а также пьезоэлемента, стряхивающего налипшие частички пыли и грязи.
Камера включается с помощью фирменного переключателя, обрамляющего кнопку спуска затвора, им же включается и подсветка информационного дисплея. На передней и тыльной части корпуса под кнопкой спуска затвора имеются два резиновых кольца управления – ими в комбинации с другими клавишами осуществляется бесчисленное число операций, сильно ускоряющее работу с камерой и со временем переводящее взаимодействие с зеркалкой на уровень рефлексов.
Возле кнопки спуска затвора имеется две кнопки – коррекции экспозиции и смены режима съемки (это традиционные P, A, S, M).
Перейдем к тыльной части аппарата. Как мы уже отмечали, дизайн по сравнению с Nikon D300 на 95% идентичен.
D300s очень гибкая в работе камера, так, например, обычно параметры меняются с зажатой кнопкой и одновременной прокруткой колесика. В пользовательских настройках камеры можно сменить это на способ, напоминающий работу зеркалок Canon – сначала нажимаете функциональную кнопку, а затем крутите колесико.
На левой части камеры располагается диск переключения режимов, в который входят режимы покадровой, низко- и высокоскоростной серийной съемки, режим бесшумной съемки, съемки по таймеру и режим, в котором зеркало поднято (уменьшает сотрясение камеры, что не будет лишним, если вы снимаете супертелеобъективом). Ранее располагавшийся там режим Liveview теперь вызывается нажатием отдельной кнопки на корпусе камеры. Поменять режимы можно, только если зажать кнопку-блокатор. Это сделано специально, чтобы исключить случаи случайного переключения режимов.
Режимы экспозамера также переключаются круглым селектором, в центре которого лежит кнопка фиксации автофокусировки и автоэкспозиции. Отдельно вынесена кнопка AF-ON, отвечающая за старт автофокусировки, такое решение будет удобно при съемке спортивных состязаний.
Ниже находится 8-позиционный джойстик с кнопкой подтверждения в центре – им особенно удобно устанавливать точки автофокусировки и перемещаться по пунктам меню. Джойстик выполнен по аналогии с Nikon D3, - в D300 центральная кнопка была объединена с джойстиком, что было относительно неудобно при работе в перчатках и отражалось на точности нажатий.
Над диском смены режимов имеется три клавиши, ответственные за формат файла и его сжатие, а также за настройки ISO и баланса белого. Максимальное значение ISO в авторежиме можно ограничить, а баланс белого – подвергнуть тончайшей настройке и задать его как цветовую температуру в диапазоне от 2500 до 10000 кельвинов, так и в координатной сетке Amber – Blue/ Green – Magenta.
Информационное меню на камере вызывается по нажатию кнопки INFO; в отличие от бюджетных моделей, оно интерактивное, хоть и построено по другому принципу. По нажатию на соответствующую клавишу всплывает определенный участок меню, и вы можете видеть изменения, которые применяете. Нажав на кнопку info дважды, вы переведете камеру в интерактивный режим – перемещаться между пунктами настроек можно будет посредством джойстика.
Неискушенным пользователям меню наверняка покажется перегруженным. Действительно, чтобы привыкнуть к камере и запомнить расположение всех настроек, придется потратить на порядок больше времени, чем с другими камерами, но это того стоит. Через несколько дней эксплуатации камера становится буквально продолжением руки – все многочисленные операции с камерой осуществляются интуитивно, а большое число настроек позволяет получить удовольствие от работы с камерой в любой ситуации.
Как и предшественники, камера оснащена великолепной 51-точечной системой автофокусировки, очень точной и чрезвычайно быстрой. Можно работать в трех режимах – автофокусировке по одной из 51 точек, по динамической зоне вокруг одной из точек, ну и наконец – фокусировке по одной вручную выбранной точке.
Способ автофокусировки меняется посредством рычажка на передней части камеры – это следящий фокус (C, continuous), покадровый (S, single), ручной (M, manual). Возле байонета камеры имеется две кнопки, одна из которых по умолчанию ответственна за предпросмотр глубины резкости, а вторая – за блокировку экспозиции вспышки. Оба значения можно изменить на пользовательские.
Одним из наиболее важных улучшений является работа Live View. Во-первых, частота видеоряда выросла с 15 кадров в секунду на Nikon D300, до визуальных 30, а также появилась возможность HD-видеосъемки, да не простой, а с автофокусировкой по контрасту! И хотя ее скорость нельзя назвать очень высокой, при неспешном панорамировании камера успевает держать картинку в фокусе.
Если в формате резкости и артефактов видеосъемка D300s аналогична таковой в HD-камкордерах, то ролики, снятые в условиях недостаточного освещения и малой глубины резкости, выглядят благодаря большому сенсору гораздо качественнее. Однако частота съемки осталась всего 24 кадра/с, что делает процесс видеозаписи не таким плавным, как на камкордерах с частотой съемки 30 кадров/c; также, при быстром движении объектов в кадре, наблюдаются характерные для прогрессивной развертки артефакты в виде зубцов на границах.
В любом случае, возможность использовать любую оптику из арсенала Nikon дает великолепные возможности для видео-креативщиков. К сожалению, по сравнению с умеющими снимать видео зеркальными камерами Canon продукция Nikon выглядит блекло – даже бюджетная EOS 550D умеет снимать ролики в большем разрешении и с различной частотой, хотя и не имеет возможности автофокусировки во время съемки.
В режиме съемки с рук камера использует быструю фазовую фокусировку (зеркало поднимается, камера фокусируется и зеркало опускается) и более медленную автофокусировку по контрасту, которая используется в режиме съемки со штатива. Для того, чтобы идеально навестись на резкость, имеется возможность увеличения части кадра. Увеличение разбито на 7 ступеней и завершается максимальным увеличением до соотношения 1:1.
Все параметры настроек меню, как и все значения пользовательских настроек камеры, можно сохранять в виде профилей (банки меню) и давать им имена. Это очень удобно при многоцелевом использовании фотоаппарата и позволяет за минимальное время подготовиться к съемке, просто загрузив сохраненный банк. В освоении меню значительно помогает кнопка HELP, выводящая текстовое пояснение к выбранному пункту.
Камера прекрасно зарекомендовала себя во всех режимах. И хотя автоматическая работа экспозиции нареканий не вызвала, у вас есть возможность еще лучше вписываться в гистограмму: благодаря функции активного D-Lighting камера делает экспопоправку так, чтобы не выбить света, обеспечивая фотоаппарату лучшее попадание в гистограмму. Настройки D-lighting теперь также могут назначаться камерой самостоятельно, а для любителей мягких тоновых переходов имеется еще более мощное значение - Extra High.
При съемке с активным D-Lighting слегка увеличивается время записи снимка на карту памяти и ощутимо уменьшается буфер серийной съемки. Через меню доступен также и простой D-Lighting, оптимизирующий динамический диапазон после съемки, программно. Кроме этого, имеется пользовательский режим управления снимками, который позволяет настроить такие параметры, как резкость, контраст, яркость, насыщенность и тональность. Также можно применить эффекты фильтров и тонирования на свой вкус.
В режиме просмотра может отображаться одновременно до 72 снимков. Информация о снятом кадре разбита на несколько страниц и включает в себя сведения о файле, общие сведения (цветовое пространство, коррекция виньетирования, параметры баланса белого и др.), данные о GPS, гистограмму яркости и по каналам RGB. Поэтому фотографу совсем нетрудно получить исчерпывающую информацию об отснятом материале без использования компьютера.
Изображения также удобно удалять – нужно всего лишь нажать кнопку удаления повторно; в камерах Canon снимки удаляются так же, только для подтверждения нужно подкрутить колесо, что откровенно раздражает, если нужно удалить несколько снимков подряд.
Критиковать Nikon D300s очень трудно. У камеры превосходная эргономика и интуитивное управление, а также превосходное качество сборки. Снимки с разрешением 12 мегапикселей многим покажутся недостаточно большими, однако даже в 100% приближении видна отличная детализация и проработка деталей, что вряд ли можно сказать о 14 – 18 мегапиксельных зеркальных камерах на основе APS-C сенсора.
D300s не является таким же wow-продуктом, как Nikon D300 в свое время, так как многие функции, впервые внедренные Nikon появились и в камерах конкурентов, зачастую даже в лучшей реализации (виртуальный горизонт в EOS 7D), однако она более чем отвечает современным требованиям и несет в себе проверенный временем и миллионами фотолюбителей функционал и возможности D300. Самое главное – камера очень функциональна, с ней можно спокойно идти и на студийную съемку, и на съемку спорта в плохую погоду, снимать видео и пейзажи – во всех случаях на D300s можно положиться.
Несмотря на высокое значение установленного ISO 3200, качество картинки потрясает воображение – чистые тональные переходы, в светах и тенях также не видно никаких аномалий. Шум при 100% приближении, конечно, есть, но носит характер пленочного зерна и не бросается в глаза.
При включенном стабилизаторе и съемке в темное время суток следует убедиться, не движется ли снимаемый объект. Если это так - стабилизация не спасет размытия картинки, что и произошло в данном случае.