Будучи прожженными киноманами, мы, редакция Digital, естественно, задались вопросами о ближайшем будущем мирового кинематографа, а также о его прошлом. С одной стороны, технологические достижения так или иначе влияли на судьбу важнейшего из искусств (некоторые сильно, некоторые не очень). С другой стороны, кинематограф развивался в соответствии с потребностями почтеннейшей публики. И примеров тому немало.
В ходе размышлений над существующим положением дел в кино и всевозрастающей ролью спецэффектов мы даже вывели две главных тенденции, которые оказались противоположными. Диалектика, друзья!
Зарождение и развитие
Принято считать, что создателями синематографа являются знаменитые братья Люмьер — Огюст и Луи, но на самом деле в разных странах были свои первопроходцы, которые оказались менее известны в силу различных обстоятельств, главное из которых — неспособность развить идею показа движущихся картинок в коммерчески выгодное предприятие, что удалось знаменитым братьям.
Немного истории
Мало кто знает, что прообразом кино послужила игра теней, которую описывал еще в далеком 360 году до н.э. знаменитый Платон в своей книге «Государство». В середине второго тысячелетия, в основном в странах Азии, большой популярностью пользовались представления, где исходящим потоком света на стену проецировались движущиеся объекты. Было подсчитано, что для реалистичности необходимо сменять «кадры» с частотой минимум шестнадцать раз в секунду. Использовавшиеся в то время кожа и стекло для этой цели не подходили из-за своей тяжести.
В 1885 году Джордж Истмен предложил применять светочувствительную бумагу. Она была легкой, и на нее можно было также наносить изображения. Впоследствии Истмен организовал всемирно известную компанию Kodak. Все двигалось в правильном направлении...
Кинематограф как средство пропаганды и не только
В истории развития человечества кинематограф сыграл огромнейшую роль. При помощи фильмов в советское время «зомбировали» неготовое к глобальным переменам население только что образованного СССР. Не зря дедушка Ленин говорил: «Кино является для нас важнейшим из искусств». В то время необходимо было проводить массированную атаку на умы людей, пропагандировать новую идеологию.
В тогдашней России (да и в нынешней тоже) проживало множество наций и народностей, говорящих на разных языках и диалектах. В этом одна из причин того, что в 1920-х годах большее распространение получило немое кино — так было проще воздействовать на массы. Больше всех «отличился» Дзига Вертов — он был самым знаменитым пропагандистским режиссером того времени. Многие советские фильмы до- и послевоенного периода отличались излишне навязчивой пропагандой. И не только у нас. Времена «сухого закона» в США, период холодной войны дали миру немало соответствующих картин.
Без спецэффектов никуда
В последнее время кино развивается во многом благодаря потребностям публики. В 1950-х годах популярностью пользовались вестерны, мелодрамы, приключенческие ленты. Фантастика, фильмы ужасов еще ждали своего часа. Попытки снимать картины этих жанров, естественно, делались, но поразить публику чем-то сверхъестественным они не могли — кукольность персонажей была видна за версту.
В те годы, естественно, ни о каких спецэффектах никто даже не думал, и режиссеры картин применяли для популяризации своих фильмов нестандартные ходы. Так, например, снявший «Броненосец Потемкин» Сергей Эйзенштейн использовал быстро сменяющиеся планы и практически отказался от главных актерских ролей. Сейчас этим, конечно, никого не удивишь, но раньше — совсем другое дело.
Зарождение эры спецэффектов совпало с ростом компьютерных технологий. Иными словами, была потребность, и появилась возможность. Нам с вами, кстати, повезло — мы живем как раз в то время, когда можно наглядно наблюдать развитие киноиндустрии. Начиная от первых частей «Звездных войн» и «Назад в будущее» и заканчивая «Трансформерами».
Как только появились цифровые видеокамеры, которыми можно было снимать не любительское, а самое настоящее кино, ведущие киностудии мира воспользовались этим преимуществом. Особенно запомнились первый эпизод «Звездных войн» Джорджа Лукаса и «Видок» французского режиссера по имени Питоф.
Мастера своего дела
Часто при просмотре различных современных кинолент мы задаемся вопросом: как же это реализовано? Неужели Шварценеггер действительно упал в лаву, Киану Ривз мог одним движением руки останавливать пули, а Орландо Блум бегал среди толпы орков, поражая каждого эльфийскими стрелами в глаз?
Впрочем, такие размышления, скорее, были бы свойственны нашим предкам, вообще ничего не слышавшим про компьютерные технологии. Сейчас практически каждый знаком с современными достижениями в этой области, но далеко не каждый знает, как удается мастерам своего дела добиваться невиданных результатов.
Стоит начать с «основы основ», с вещи, которую используют в каждом кинофильме и практически в каждой телевизионной передаче. Как бы ни удивлялись многие, речь идет о… зеленом полотне; на профессиональном языке — хромакей (англ. chromakey). Хромакей — это цветовая рирпроекция, в буквальном смысле фон для множественных сцен при съемках. Возникает вопрос: почему именно зеленый? Ответ прост, если немного подумать.
Чаще всего снимают людей (если, конечно, это не документальное кино про природу). Зеленого цвета меньше всего на коже человека, то есть в телесном цвете. Именно поэтому при добавлении нужной графики на компьютере человека легче всего отделить от зеленого экрана и положить новым слоем на, скажем, сцену взятия Берлина в 1945 году.
Хромакей — это даже не секрет. Настоящие тайны вам никто и никогда не откроет, разве что под пытками (шутка). Ну и ладно. Зрителю, в конце концов, наплевать, что и как именно было снято — важен результат. Хотя то, что на фильм потрачена многомиллионная сумма, вовсе не является показателем успешного проката. Достаточно вспомнить третью часть «Терминатора». Зато «Матрица», нашпигованная спецэффектами до предела, получила весьма лестные оценки у критиков и завоевала симпатии широкой публики.
Среди лучших специалистов по компьютерным спецэффектам — компания Industrial Light & Magic (www.ilm.com). Не зря она удостоилась награды за научные достижения, полученной из рук президента США, за фильмы «Хроники Нарнии» и «Война миров».
Основал iLM небезызвестный Джордж Лукас во время работы над четвертым эпизодом «Звездных войн». Команда из дюжины талантливых художников, которых отбирал сам Джордж, дала облик всему, что есть в киноэпопее, — от финальной дуэли между Энакином и Оби-Ваном на световых мечах до прически Скай-Уокера. Никто в далеких 1970-х и не думал, что фильм окажется настолько популярен.
В то время все были захвачены альтернативной эпопеей — «Звездный Путь» (Star treak), и вряд ли кто-то ждал от молодого Лукаса чего-то большего. Однако он не остановился на достигнутом и неуклонно развивал «индустрию света и магии», которая впоследствии превратила мир «Звездных войн» в более реалистичную картину и помогала эффектами другим кинолентам режиссера. В начале 1990-х, перед съемками второй трилогии «Звездных войн», Джордж с большим удовлетворением и оптимизмом сказал своей съемочной группе: «О’кей, сейчас мы попробуем сделать это именно так, как давно хотели. У нас есть деньги, знания — что нам еще нужно!».
На сегодня момент в копилке студии Industrial Light & Magic работы над такими блокбастерами, как «Гарри Поттер», «Пираты Карибского моря», последняя часть «Индианы Джонса» и многие не менее известные картины, общее число которых переваливает за три сотни. Не это ли называется признанием!
Не менее известна компания PIXAR (www.pixar.com), логотип которой можно встретить перед просмотром анимационных фильмов, таких, как, например, «Тачки», «Рататуй», «В поисках Немо» или «Корпорация монстров». Именно она создала известный многим и почитаемый профессионалами движок просчета и визуализации RenderMan, который использовался в фильмах «Властелин Колец», «Матрица» и «Титаник».
RenderMan — индивидуальное программное обеспечение для генерирования высококачественных статичных и динамичных изображений. К тому же каждому из создателей компьютера Pixar Image Computer должны пожать руку многие дизайнеры и фотографы: именно ему мир обязан появлением программы Adobe Photoshop.
Атака клонов
Вопрос о том, что такое кино — искусство или бизнес, риторический примерно в той же степени, что и вопрос, является ли реклама искусством или наукой (она-то как раз является бизнесом). В принципе со времен первого развлекательного фильма Жоржа Мелье «Путешествие на Луну» (1902) не изменилось ничего, кроме технологий.
В 1920-х годах, с появлением кинокомпаний в Голливуде, киноиндустрия обрела современные формы. Еще в далеком 1917-м Чарли Чаплин заключил контракт на миллион долларов! По нынешним временам эта сумма превышает гонорар любого из артистов. Так что разговоры о том, что кино становится коммерческим — вздор. Оно всегда было таким.
Однако сейчас киноиндустрия достигла этапа, когда сможет наконец избавиться от актеров. Естественно, люди по-прежнему будут ходить на «имена» вроде Энтони Хопкинса или Анджелины Джоли, но реальных актеров на экране заменят виртуальные персонажи — аватары, как выразились бы пользователи Second Life. Если учесть, что современные блокбастеры привлекают публику исключительно зрелищными спецэффектами, а вовсе не актерской игрой, такое развитие событий вполне естественно.
Самая кассовая пятерка глобальных кинопроектов выглядит так: «Властелин колец», «Пираты Карибского моря», «Гарри Поттер», «Звездные войны» и «Человек-паук» (список, правда, возглавляет «Титаник», но, в отличие от всех остальных, он пока так и не обзавелся продолжениями, приумножающими кассу). Согласитесь, тут вполне достаточно «актерского» мастерства компьютера, который создаст виртуального клона известного исполнителя.
Анимационный фильм «Беовульф» Роберта Земекиса, прославившийся не только страшными чудовищами, но и синтезированным на компьютере обнаженным телом Анджелины Джоли, открывает новые горизонты в области примирения коммерции и морали. Вроде бы в кадре обнаженная звезда, но на самом деле она может утешить свое уточненное эго тем, что вовсе и не раздевалась на публику. Есть и перспективная возможность «воскресить» покойных актеров. К примеру, корейские кинематографисты воскрешают Брюса Ли и «Супермена» Кристофера Рива, снимая новые фильмы с их участием при помощи министерства науки и технологий Южной Кореи (Ministry of Science and Technology — MOST). Стоимость «цифрового актера» — $15,7 млн, однако эта сумма меньше, чем запрашивают современные кинозвезды за реальное участие в кинопроектах.
«Покойные актеры или исторические фигуры будут воссозданы на экране как живые посредством компьютерных графических технологий. Мы провели соответствующие тесты и убедились, что благодаря нашим технологическим достижениям в компьютерной графике проект может быть осуществлен здесь, в Корее. Перспективы достаточно обнадеживающие», — рассказывает представитель MOST. «Цифровые актеры в течение некоторого времени не будут вытеснять суперзвезд. Вместо этого они расширят возможности киноиндустрии, сделав ее продукцию более интригующей и захватывающей», — добавляют новаторы, дабы успокоить эстетствующую общественность.
Том Хэнкс еще несколько лет назад активно выступал против виртуальных актеров. На экраны как раз выходила «Последняя фантазия», целиком сделанная на компьютере. Стивен Спилберг, тогда только что снявший фильм о роботах «Искусственный интеллект», ответил предельно лаконично: «Не вижу темы для разговора».
На самом деле в выигрыше окажутся все: продюсерам и режиссерам не придется больше мучиться с капризными звездами, а актеры будут посвящать себя исключительно высокому искусству авторского кино, которое показывают на фестивалях.
Шоу клоунов
Средиземноморский остров Корсика. Небольшой прибрежный городок. Вечернее солнце ласкает кожу, легкий бриз приносит запах моря. Когда режиссер Тарсем Сингх, постановщик триллера «Клетка» и клипмейкер культовой группы R.E.M., рассаживал за столиком приморского кафе молодых людей для съемки новой кампании Martini, он, наверное, догадывался, что открывает нечто действительно новое в рекламе и кино.
Идея заключалась в том, чтобы пригласить никому неизвестных актеров без имени — это сделает любой фильм гораздо более реалистичным. Надо сказать, специалисты подопечного находчивому клипмейкеру бренда Martini долго экспериментировали с разными вариантами рекламы, пока наконец не нашли собственный метод. В разные времена «лицом» бренда были топ-модель Наоми Кэмпбэлл, голливудская звезда Шэрон Стоун. А потом вместо всего этого супермодельного гламура в истории появились трое молодых мужчин и трое молодых женщин — любители удовольствий и изящно-небрежные искатели легких приключений, отдыхающие на побережье Средиземного моря.
У каждого героя — узнаваемое амплуа. Пиа — сама утонченность, изысканная и немного вызывающая; для нее весь мир словно светский раут, где надо показать себя. Миа — энергия, динамика, упругая гибкость; ее непредсказуемая жизнь полна возможностей и впечатлений. Джанни будто создан для развлечений и радостей, а любовь — единственный способ времяпрепровождения, достойный его внимания. Его друг Джонни готов на все ради друзей. Ему нравятся игра и риск, он убежден, что удовольствие от жизни испытываешь только на определенной скорости…
Английский производитель дорогих мужских рубашек ручной работы Thomas Pink столкнулся с проблемой: кого поместить на рекламу, предназначавшуюся для популярных мужских журналов? Очередного писаного красавца? Скучно! Поиски привели в тюрьму: героями кампании стали боксер-телохранитель, бывший гангстер и два мафиози, мотавшие срок за криминальные прегрешения.
Лицом рекламной кампании аромата Burberry, снятой тем же мастером фотографии, была девушка с неженским именем Бен. Ее, работавшую продавцом-консультантом в обувном магазине на Ковент-Гарден, заметила директор женского подразделения модельного агентства, сотрудничавшего с Burberry. Рекламщиков привлекло то, что эта девушка обладала мощной индивидуальностью, так как была танцовщицей и у нее остались фантастическая, немного кошачья манера двигаться; притом у нее были сильные, запоминающиеся черты и… ничего девичьего. Девушка без девичьих черт стала удачей Burberry.
Собственно говоря, ход рассуждений был следующим: если все более недоверчивый и искушенный зритель видит в рекламе знакомых актеров, то он не доверяет продукту, а всего лишь пытается представить гонорары звезд. Очевидно и другое: если публика, пришедшая на триллер, обнаруживает на экране известные лица (нередко те же, что в рекламе йогурта или автомобиля), то она пугается гораздо меньше. И вообще меньше сопереживает.
Именно эта тенденция обеспечит приток в кинематограф новых актеров, которые, «раскрутившись» на одном или нескольких проектах, могут оказаться на Олимпе киношной славы и стать прототипами для виртуальных клонов. В общем благодаря высоким технологиям киноиндустрия обзавелась возможностью поточного производства блокбастеров, что освободит силы актеров для работы в авторских фильмах и откроет режиссерами свободу эксперимента со свежими талантами.
Своими руками
С каждым годом, благодаря развитию кинематографа, появляется немало компьютерных программ, альтернативных тем, которые используются для монтажа профессиональных кинолент. И каждый, у кого есть достаточно мощный компьютер, может реализовать себя не только в качестве режиссера, но еще и как оператор, аниматор, художник, актер. Множество спецэффектов нетрудно сделать не вставая с кресла, чтобы потом, ощущая себя вторым Феллини, Спилбергом или Гриффитом (а может, даже и Ллойдом Кауфманом), показывать фильм друзьям либо даже всему миру, выложив свой ролик на соответствующий сайт (YouTube, RuTube и т.п.). И получать удовольствие, слушая восторженные возгласы друзей или читая комментарии пользователей из разных стран, словно все они — элита киноэкспертов.
Камеры сегодня стали размером с ладонь, осветительные приборы за последние 50 лет сбавили вес с 70 кг до 1,5 кг — чего еще желать для начала собственных съемок! Разве что более хорошего качества цифровой записи или большей мобильности всех приспособлений. Кто знает, возможно, спустя еще 50 лет достаточно будет утром открыть глаза, чтобы началась запись событий целого дня, которая впоследствии перейдет в домашний архив…
Впрочем, даже современный мощный компьютер ни к чему! Известен пример того, как на трех машинах («трехсотый Селерон» и два «третьих Пентиума» с тактовой частотой 450 и 500 МГц) небольшая группа энтузиастов создала сцену садящегося на шоссе авиалайнера. Пример можно посмотреть: по этой ссылке, а рассказывается о технологии производства ролика на этой странице:. Было это восемь лет назад, а смотрится до сих пор свежо и интересно.
Есть наглядный пример того, как Ричард Хэммонд, знакомый многим по передаче Top Gear, рассказывает как три человека из шоу BBC’s Timewatch за четыре дня имитируют знаменитую высадку десанта из фильма «Спасти рядового Райана». Процесс показан от начала и до конца. Массовка — три участника съемок плюс различный антураж. И больше никого! Посмотрите, оцените: как это делалось.
Трехмерное кино
3D-кинематограф — явление не такое уж новое. Смотреть кино в специальных очках придумали еще в прошлом веке. Многие, наверное, видели в некоторых американских фильмах сцены, когда люди сидят в кинозале в очках с разноцветными стеклами. Они требовались для придания объемности изображению. Вместо стекол в очки были вставлены светофильтры: для правого глаза — красный, а для левого — синий. В киноленте была заложена информация для каждого из глаз, только из-за применения светофильтров она соответствующим образом «отсекалась». Этот метод называется анаглифным.
Дальнейшее развитие технология получила в формате IMAX (сокращение от Image Maximum). Это стандарт фильмов и кинотеатров, в которых зритель может смотреть настоящее трехмерное кино. В IMAX-кинотеатрах применяется отличный от стандартных экран. Он больше (размеры составляют 22 метра в ширину и 16 метров в высоту) и расположен максимально близко к зрителям — а те во время просмотра надевают специальные очки, смысл действия которых схож с анаглифными. Такой метод называется поляризационным: каждый глаз видит один из двух потоков, которые формируются двумя проекторами.
Менее распространены жидкокристаллические очки — в первую очередь из-за немаленьких габаритов и тяжести. В них действует принцип «моргания»: каждая линза закрывается с частотой 96 раз в секунду синхронно с проектором.Трехмерные фильмы создаются с применением специальной камеры с двумя объективами, расстояние между осями которых равно расстоянию между человеческими глазами — 94 мм. Для съемки используется 70-миллиметровая пленка.
В IMAX-кинотеатрах, как правило, идут научно-популярные киноленты. Однако это не помешало показать зрителям анимационную ленту российского режиссера Александра Петрова «Старик и море» именно в большом формате. Кстати, лента удостоилась премии «Оскар». А фильм «Дети шпионов 3-D» предназначен для «анаглифа».
IMAX-кинотеатры не так уж распространены — всего их насчитывается около трехсот штук. В том числе по одному — в Москве, Санкт-Петербурге и Казани. Ну а основная масса расположена на территории США и Канады.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Любопытные факты: Из большого кино в малое
Знаете ли вы, что:
Известная в среде аудиофилов компания Parasound приложила руку к созданию «Звездных войн»? В Lucasfilm отдали предпочтение именно этой марке аудиовидеоэлектроники.
Акустическими системами JBL оборудовано примерно 75% кинотеатров в мире, построенных за последние 20 лет.
Стандарт 1080р24 — ни что иное, как адаптированный для домашних условий оригинальный киноформат, в котором частота смены кадров в секунду всегда была равна двадцати четырем. В формате 1080р24 программы записываются на диски HD DVD и Blu-Ray.