Первые кинофильмы производили на зрителей неизгладимое впечатление. Но кого сейчас удивишь чёрно-белым паровозом? Даже технология Dolby Surround стала абсолютно обыденной. Чтобы оторвать людей от экранов телевизоров и привести в кинотеатры, звука и цвета уже мало. В Голливуде это прекрасно понимают и пытаются добавить к испытанным художественным средствам ещё и объём.
"Сила любви". Стереокино - это не новая технология. Его история начинается в 1890 году с регистрации патента британского изобретателя Уильяма Фрисе-Грине. Правда, чтобы смотреть его стереокино, требовался стереоскоп, так что о массовых показах даже и речи не было. Когда в 1922 году на экраны кинотеатров вышел первый объёмный фильм под названием "Сила любви", использовался другой подход к получению стереоскопического изображения. Два проектора демонстрировали на общий экран два изображения разного цвета, снятые с разных точек, а зрителям выдавались очки со светофильтрами синего и красного цвета.
"Радио-мания". В тот же год Лоуренс Хаммонд предложил альтернативный способ просмотра стереофильмов. Зритель смотрел на экран через приспособление с двумя окулярами и шторками, синхронизированное с проекторами. На экране быстро сменяли друг друга кадры, снятые с разных точек, а шторки попеременно закрывали то левый, то правый окуляр. В результате правым глазом зритель видел только кадры, снятые правой камерой, а левым - кадры, снятые левой, и возникала иллюзия объёма. Для этой системы был снят только один фильм - "Радио-мания" 1923 года.
"Бвана-дьявол". Всплеск интереса к стереоскопическому кино в начале двадцатых годов прошлого века быстро сошёл на нет, и Хаммонд теперь известнее в качестве изобретателя "органа Хаммонда", а не как пионер стереокино. Новый бум объёмного кино вспыхнул спустя тридцать лет. В 1952 году состоялась премьера первого цветного стереоскопического фильма "Бвана-дьявол". Он был снят по технологии, которая предусматривала проецирование двух поляризованных изображений на общий посеребрённый экран.
"Терминатор-2: Битва во времени". Какое-то время трёхмерные фильмы сыпались как из рога изобилия, но когда новизна пропала, оказалось, что просмотр стереофильмов утомляет зрение, а малейшая рассинхронизация изображений приводит к потере эффекта глубины. Долгие годы стереоэффект в кино использовался, в основном, в качестве аттракциона. В 1996 году режиссёр Джеймс Кэмерон снял короткий стереоскопический фильм "Терминатор-2 3D: Битва во времени" специально для развлекательного парка студии Universal. Хотя шоу пользовалось успехом, тогда Кэмерон ещё не догадывался, что через десять лет ему придётся снова заняться стереокино, и на этот раз - всерьёз.
"Призраки бездны". Начиная с 2000 года трёхмерные фильмы снова стали входить в моду. На деньги, заработанные на "Титанике", Кэмерон снял документальный стереофильм Ghosts of the Abyss и отработал на нём новую технологию, которую ему ещё предстоит использовать. Впрочем, большинство стереофильмов производится куда более дешёвым и безопасным методом: фрагменты обычных кинолент конвертируются в стереоформат при помощи компьютера. Недавно даже Джордж Лукас заявил о том, что собирается выпустить таким образом трёхмерную версию "Звёздных войн".
"Беовульф". Особняком стоят трёхмерные мультфильмы - например, недавний "Полярный экспресс". Тут нет необходимости использовать стереокамеры, трёхмерное изображение генерирует машина. Именно по такому пути пошли авторы фильма "Беовульф", который сейчас выходит на экраны. Он с самого начала продумывался и снимался таким образом, чтобы хорошо смотреться не только в обычном, но и в стереоформате. Хотя персонажи выглядят почти живыми, на самом деле - это всего лишь реалистичный компьютерный мультфильм. Правда, трёхмерными моделями управляли не только аниматоры, но и сами актёры. Чтобы оцифровать их движения и мимику, использовались сотни крохотных датчиков (каким образом актёры удерживались от смеха при виде друг друга в таком облачении, история умалчивает).
"Аватар". Снимать полноценные стереофильмы мешали недостатки оборудования. Когда в 1996 году шла работа над стереоверсией "Терминатора", дублёру Шварценеггера приходилось двигаться вдвое медленнее обычного из-за того, что камера для съёмок настоящего стереоизображения была очень громоздкой и не могла следовать за актёром быстрее. Проблема оказалась отчасти решена лишь с появлением цифровых камер высокого разрешения. Первым их испытает всё тот же Кэмерон, работающий над стереофильмом "Аватар". Премьера назначена на 2009 год.
Стереотелевизоры. Но сможет ли стерео вернуть зрителей в кинотеатры? В Samsung утверждают, что HD-телевизоры компании полностью готовы к 3D, стоит только докупить стодолларовый комплект, куда входит пара очков и 3D-проектор. А Philips предлагает телевизоры, которые можно смотреть в трёхмерном режиме вообще без специальных очков.